Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (60) (2022)
УДК 159.9.07
DOI 10.24888/2073-8439-2022-60-4-6-13
УРОВЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО СТРЕССА СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
Внезапное изменение условий жизни и образа жизни молодых людей в условиях ограничений, которые потребовались в период пандемии, недостаточно изучено. В частности, имеются разные точки зрения на полезность и необходимость дистанционных технологий обучения, на которые были вынуждены перейти образовательные учреждения высшей школы. В статье автор анализирует повышение уровня стресса и особенно информационного стресса во время пандемии. Дана характеристика понятия информационный стресс. Проанализированы различные точки зрения на причины возникновения стресса в целом, информационного стресса в частности, его проявления и последствия. Представлены результаты диагностического исследования информационного стресса у студентов, полученные с помощью опросных методов. Использовались авторская анкета и стандартизированные методики: экспресс-диагностика состояния стресса К. Шрайнера (ДСС, 1993); анализ стиля жизни (Бостонский тест на стрессоустойчивость); тест на стрессоустойчивость. Определены уровень информационного стресса за период пандемии и причины: перегрузка информацией из-за учебной деятельности; беспокойство по поводу будущего; стремительность происходящих перемен, негативные новости. Указанные данные позволяют заключить, что повышение уровня информационного стресса напрямую не связано с дистанционным обучением. Определены продуктивные копинг-стратегии студентов: общение с друзьями, любимым человеком; сон, отдых, смена видов деятельности; анализ своих действий, поиск других вариантов; изменение своего поведения в данной ситуации; физическая активность. Отмечены непродуктивные копинг-стратегии, в качестве основной указано переедание. Определены основные психофизиологические проявления стресса: головные боли, повышенная утомляемость; учащенное сердцебиение, боли в сердце; затрудненное дыхание; напряжение или дрожание мышц. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости более детального изучения причин и копинг-стратегий преодоления информационного стресса у студентов.
THE LEVEL OF INFORMATION STRESS OF UNIVERSITY STUDENTS IN A PANDEMIC
The sudden change in the living conditions and lifestyle of young people under the restrictions that were required during the pandemic is insufficiently studied. In particular, there are different points of view on the usefulness and necessity of distance learning technologies, to which higher education institutions were forced to switch. In the article, the author analyzes the increase in stress levels and especially information stress during a pandemic. The characteristic of the concept of information stress is given. Various points of view on the causes of stress in general, information stress in particular, its manifestations and consequences are analyzed. The results of a diagnostic study of information stress in students obtained using survey methods are presented. The author’s questionnaire and standardized methods were used: rapid diagnosis of K. Schreiner’s stress state (DSS, 1993); lifestyle analysis (Boston stress test); stress tolerance test. The level of information stress during the pandemic period and the causes are determined: information overload due to educational activities; anxiety about the future; the rapidity of the changes taking place, negative news. These data allow us to conclude that the increase in the level of information stress is not directly related to distance learning. The productive students’ coping strategies are defined: communication with friends, a loved one; sleep, rest, change of activities; analysis of their actions, search for other options; change of their behavior in this situation; physical activity. Unproductive coping strategies are noted, overeating is indicated as the main one. The main psychophysiological manifestations of stress are identified: headaches, increased fatigue; palpitations, heart pain; heavy breathing; tension or muscle trembling. The obtained results indicate the need for a more detailed study of the causes and comping strategies for overcoming information stress in students.
Список литературы
-
Бодров В.А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2000. 352 с
-
Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006. 528 с
-
Мухамадеев И.Г. Персональная психодиагностика стрессоустойчивости студентов БГАУ. Российский электронный научный журнал. 2016. № 4. URL: https://journal.bsau.ru/directions/19-00-00-psychological-science/index.php?ELEMENT_ID=667 (дата обращения: 21.10.2022)
-
Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ: АСТ Москва, 2009. 795 с
-
Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2002. 557 с
-
Погребников А.К., Шестаков В.Н., Якунин Ю.Ю. Влияние системы оценивания студентов на их показатели успеваемости во время пандемии COVID-19 // Перспективы науки и образования. 2021. № 4 (52). С. 80-93. https://doi.org/10.32744/pse.2021.4.5
-
Решетова Т.В., Лаптева Е.С., Лукашкова В.В., Решетов А.В. Проблемы пожилых людей и направления медико-социальной и психологической поддержки в период пандемии COVID-19 // Успехи геронтологии. 2021. № 34 (5). С. 679-693. https://doi.org/10.34922/AE.2021.34.5.003