Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (60) (2022)
УДК 159.9.075
DOI 10.24888/2073-8439-2022-60-4-14-21
ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
В статье представлены данные пилотного эмпирического исследования, целью которого являлось выявление представлений о психологической безопасности личности и эмоционально-личностного отношения педагогов и родителей к проблеме психологической безопасности учащихся начальной и основной школы. С введением новых федеральных образовательных стандартов фокус особого внимания направлен на проблему психологической безопасности личности обучающихся на различных уровнях образования. В современных научных исследованиях прослеживается преимущественная направленность психолого-педагогической работы на детей и подростков, что не согласуется с общей образовательной доктриной РФ, в которой определяются родители и педагоги как полноправные субъекты образования. В связи с этим возникает необходимость привлечения родителей и педагогов к работе по обеспечению психологической безопасности личности учащихся. Пилотное исследование представлений о психологической безопасности личности и отношения к этой проблеме позволит спланировать дальнейшую работу со всеми субъектами образования. В представленном пилотном исследовании приняли участия 32 педагога и более трехсот родителей учащихся начальной и основной школы образовательных организаций Северо-Западного региона. В работе использовались опросные методы исследования. Полученные данные позволяют говорить о наличии у педагогов и родителей представлений о проблеме психологической безопасности личности учащихся, что показывает высокую значимость и актуальность обозначенной темы. Вместе с тем можно констатировать различную степень выраженности представлений о психологической безопасности у педагогов и родителей, однако прослеживается наличие идентичных результатов в заинтересованности у субъектов образования в повышении компетентности по указанной проблеме. Также был определен достаточно высокий уровень положительного эмоционального отношения и заинтересованности как у педагогов, так и у родителей в решении проблем психологической безопасности личности учащихся начальной и основной школы. Полученные результаты пилотного эмпирического исследования позволили сделать выводы и наметить пути дальнейшего полномасштабного эмпирического исследования и психолого-педагогического сопровождения субъектов образования при обеспечении психологической безопасности личности обучающихся.
ATTITUDE OF PARENTS AND TEACHERS TO THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL SAFETY OF STUDENTS OF PRIMARY AND SECONDARY SCHOOL
The article presents the data of a pilot empirical study, the purpose of which was to identify ideas about the psychological safety of the individual and the emotional and personal attitude of teachers and parents to the problem of psychological safety of primary and secondary school students. With the introduction of new federal educational standards, the focus of special attention is directed to the problem of the psychological safety of students’ personality at various levels of education. In modern scientific research, the predominant focus of psychological and pedagogical work on children and adolescents is traced, which is not consistent with the general educational doctrine of the Russian Federation, which defines parents and teachers as full-fledged subjects of education. In this regard, there is a need to involve parents and teachers in the work to ensure the psychological safety of the personality of students. A pilot study of ideas and attitudes towards the problem of psychological security of the individual will allow planning further work with all subjects of education. In the presented pilot study, 32 teachers and more than three hundred parents of students of primary and secondary schools of educational organizations of the North-West region took part. The work used survey research methods. The data obtained allow us to speak about the presence of teachers and parents’ ideas about the problem of the psychological safety of students’ personality, which shows the high significance and relevance of the identified problem. At the same time, it is possible to state a different degree of expression of ideas about psychological safety among teachers and parents, however, there are identical results in the interest of the subjects of education in increasing competence on this problem. Also, a fairly high level of positive emotional attitude and interest of both teachers and parents in solving the problems of psychological safety of the personality of primary and secondary school students was determined. The results of the pilot empirical study made it possible to draw conclusions and outline ways for further full-scale empirical research and psychological and pedagogical support for subjects of education while ensuring the psychological safety of the students’ personality.
Список литературы
-
Баева И.А., Гаязова Л.А., Кондакова И.В., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность личности и ценности подростков и молодежи // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 6. С. 5-18. https://doi.org/10.17759/pse.2020250601
-
Баева И.А., Тарасов С.В., Лактионова Е.Б., Баев Н.Н., Гаязова Л.А., Шахова Л.И. Психологическая безопасность образовательной среды региона: теоретические основы и практика создания. СПб.: Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2019. 174 с
-
Девятова И.Е., Пятакова Н.Е., Леонтьева И.Н. Психологическая безопасность образовательной среды в начальной школе // Вопросы педагогики. 2019. № 8-2. С. 29-40
-
Костина Л.М. Психологическая безопасность личности: подходы, компоненты // Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 215-летию Герценовского университета. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. С. 294-298
-
Костина Л.М. Связь ведущего элемента психологической безопасности личности (тревожности) первоклассника с показателями школьной адаптации // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 1(33). С. 6-12
-
Литвинова А.В. Психологическая безопасность личности как ресурс биопсихологического возраста // Человеческий капитал. 2020. № 12 (144). С. 166-176. https://doi.org/10.25629/HC.2020.12.16
-
Нор Л.Н., Ваганова О.С., Чеканцева Ю.В., Степанищева С.Н. Психологическая безопасность и развитие здоровой личности в школе // Вестник научных конференций. 2022. № 3-1 (79). С. 85-86
-
Станкевич Е.М., Левадняя М.О. Психологическая безопасность личности при онлайн обучении взрослых // International Journal of Medicine and Psychology. 2022. Т. 5. № 4. С. 37-43
-
Чинаева М.В. Психологическая безопасность образовательной среды вуза // Молодой ученый. 2022. № 20 (415). С. 232-234
-
Чумакова И.В. Психологическая безопасность среды как критерий качества дошкольного образования // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2020. № 1. С. 43-46
-
Шкелтиньш О.Р. Психологическая безопасность образовательной среды как условие полноценного развития ребенка // Технологии образования. 2021. № 1 (11). С. 19-21