Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (60) (2022)
УДК 159.922
DOI 10.24888/2073-8439-2022-60-4-22-30
ВЫГОРАНИЕ И ПЕРФЕКЦИОНИЗМ У СТУДЕНТОВ: КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Перфекционизм как психологический феномен представляет для современных исследователей значительные перспективы для изучения. Особый интерес вызывают исследования возможных корреляций перфекционизма и эмоционального выгорания у представителей различных профессиональных групп и студенчества. Новизна данной работы состоит в том, что рассмотрены различия и взаимосвязи проявлений эмоционального выгорания, самооценки психических состояний и перферкционизма у китайских и российских студентов. В исследовании приняли участие 40 российских и 40 китайских студентов, обучающихся в бакалавриате и магистратуре. Были использованы следующие методики: 1) Многомерная шкала перфекционизма П. Хьюитта и Г. Флетта в адаптации И.И. Грачевой; 2) Опросник выгорания К. Маслач в адаптации Н.Е. Водопьяновой; 3) Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка. Все методики для китайских респондентов были переведены на китайский язык. В результате применения сравнительного и корреляционного видов анализа были выявлены кросс-культурные различия и взаимосвязи между показателями перфекционизма, самооценки эмоционального состояния и характеристиками эмоционального выгорания. Китайские студенты продемонстрировали низкие результаты по шкале «агрессивность» по сравнению с российскими студентами. Однако российские студенты набрали более высокие баллы по шкале «тревожность» по сравнению с китайскими студентами. Китайские студенты по сравнению с русскими респондентами проявляют большую степень уверенности в себе и в своем будущем. В процессе исследования были выявлены средние показатели ригидности у обеих групп респондентов. Тем не менее уровень проявления ригидности у российских студентов выше, чем у китайских. В заключении статьи представлены рекомендации по коррекции эмоционального выгорания, психических состояний и перфекционизма у студентов.
BURNOUT AND PERFECTIONISM IN STUDENTS: CROSS-CULTURAL CHARACTERISTICS
Perfectionism as a psychological phenomenon presents significant prospects for studying for modern researchers. Of particular interest are studies of possible correlations between perfectionism and emotional burnout among representatives of various professional groups and students. The novelty of this work lies in the fact that the differences and relationships between the manifestations of emotional burnout, self-assessment of mental states and perfectionism among Chinese and Russian students are considered. The study involved 40 Russian and 40 Chinese undergraduate and graduate students. The following methods were used: 1) Multidimensional scale of perfectionism by P. Hewitt and G. Flett adapted by I. I. Gracheva; 2) The burnout questionnaire by K. Maslach, adapted by N.E. Vodopyanova; 3) Methodology for diagnosing self-assessment of mental states by G. Eysenck. All methods for Chinese respondents were translated into Chinese. As a result of applying comparative and correlation types of analysis, cross-cultural differences and relationships between indicators of perfectionism, self-assessment of the emotional state and characteristics of emotional burnout were revealed. Chinese students showed low results on the aggressiveness scale compared to Russian students. However, Russian students scored higher on the anxiety scale than Chinese students. Chinese students, in comparison with Russian respondents, show a greater degree of confidence in themselves and in their future. In the course of the study, average indicators of rigidity were found in both groups of respondents. However, the level of rigidity in Russian students is higher than in Chinese students. In conclusion, the article presents recommendations for the correction of emotional burnout, mental states and perfectionism among students.
Список литературы
-
Вьюнова Н.И., Ларских М.В. Назначение интегративно-дифференцированного подхода и сущность принципов его реализации к исследованию и формированию конструктивного перфекционизма студента // Педагогическое образование: вызовы XXI века. Материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти академика РАО В.А. Сластёнина. Часть 1. Рязань: «Концепция», 2017. С. 13-17
-
Гаранян Н.Г., Андрусенко Д.А., Хломов И.Д. Перфекционизм как фактор дезадаптации студентов // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. С. 72-81
-
Каяшева О.И. Перфекционизм как фактор развития синдрома эмоционального выгорания преподавателей высшей школы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2018. № 4 (35). С. 64-70
-
Ларских М.В., Вьюнова Н.И. Перфекционизм личности студента: интерперсональные аспекты. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. 146 с
-
Мельничук А.С. Эмоциональное выгорание и перфекционизм у учителей: особенности взаимосвязи // Вестник психотерапии. 2017. № 63 (68). С. 77-94
-
Михайлова О.Б., Кущазли М.И. Особенности проявления и стратегии преодоления профессиональных деформаций у педагогов // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 34 (2). С. 37-42
-
Михайлова О.Б., Фаренникова Е.С. Особенности психологического самочувствия представителей различных профессиональных групп в период пандемии COVID-19 // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/67PSMN420.pdf (дата обращения: 21.11.2022)
-
Орел В.Е. Синдром психического выгорания: мифы и реальность. Харьков: Изд-во Гуманит. центр, 2014. 296 с
-
Панина В.В. Перфекционизм как устойчивая черта личности современных студентов // Социологический нарратив 2020. Общество в эпоху турбулентности: поиски, угрозы и перспективы. Сборник статей по материалам XIX Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов. Под общей редакцией Р.И. Анисимова. М.: РГГУ, 2020. С. 270-275
-
Пермякова Т.М., Шевелева М.С. Систематизация отечественных исследований и кросс-культурные перспективы изучения перфекционизма // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2015. № 2 (22). С. 65-73
-
Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 157-168
-
Debrovski K., Piechovsky T. Perfectionism: yearning to become what one ought to be. London: Little, Brown & Co, 1997
-
Frost R.O., Marten P.A., Lahart C., Rosenblate R. The dimensions of perfectionism // Cognitive Therapy and Research. 2005. Vol. 14. Pp. 449-468. https://doi.org/10.1007/BF01172967
-
Habke A.M., Hewitt P., Flett G. Perfectionism and sexual satisfaction in intimate relationships // Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment. 1999. Vol. 21 (4). Pp. 307-322. https://doi.org/10.1023/A:1022168715349
-
Hewitt P.L., Flett G.L. Dimensions of perfectionism in unipolar depression //Journal of Abnormal Psychology. 1991. Vol. 100(1). Pp. 98-101. https://doi.org/10.1037/0021-843X.100.1.98
-
Hewitt P.L., Flett G.L. Perfectionism in the Self and Social Contexts: Conceptualisation, Assesment and Associetion with Psycopatology // Journal of Personality and Social Psychology. 1991. Vol. 60 (3). Pp. 456-470. https://doi.org/10.1037/0022-3514.60.3.456
-
Hewitt P.L., Flett G.L., Turnbull-Donovan, W., Mikail, S.F. The Multidimensional Perfectionism Scale: Reliability, validity, and psychometric properties in psychiatric samples // Psychological Assessment. 1991. Vol. 3(3). Pp. 464-468. http://doi.org/10.1037/1040-3590.3.3.464
-
Ingrem, S. Perfectionism standarts bonded with deviations // Journal of Psychopathology. 1990. N 1. Pp. 16-28