Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (60) (2022)
УДК 316.6
DOI 10.24888/2073-8439-2022-60-4-31-39
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В научной статье анализируется процесс формирования этнической идентичности в качестве актуальной психолого-педагогической проблемы. Проблема рассматривается на примере многонациональной Республики Татарстан, для которой характерны интенсивные межэтнические взаимодействия при низком уровне конфликтности на этнической, национальной или конфессиональной почве. Проведен научно-теоретический анализ понятия «этническая идентичность». В качестве теоретической основы исследования взято авторское определение этнической идентичности как динамичного и многомерного образования, которое характеризует ощущение (имплицитный компонент) и осознание (эксплицитный компонент) человеком себя в качестве члена определенной этнической группы/общности, сформированное в русле социально-психологического подхода. Сопоставлены материалы и критически проанализированы выводы опубликованных исследований по проблеме формирования этнической идентичности населения Республики Татарстан. Сделаны выводы о специфике процесса формирования этнической идентичности у представителей Республики Татарстан. Выявлены и систематизированы психолого-педагогические условия, способствующие низкой межэтнической конфликтности в анализируемом регионе при высокой интенсивности межэтнических взаимодействий. К таким условиям отнесены: поддержание настроя на открытое взаимодействие и открытости для перемен в обществе; создание условий для истинной билингвальности; создание условий для свободного вероисповедания и диалога конфессий; создание условий для реализации представителями разных этнических групп активных деятельностных установок, связанных не только с укреплением культуры, но и с развитием бизнеса, с социальной благотворительностью и меценатством. Психолого-педагогические условия должны быть реализованы на всех уровнях: региональном, на уровне учреждений и коллективов, а также на уровне семейного воспитания. Полученные результаты обладают высокой значимостью, поскольку позволяют сформировать целостное представление о состоянии этнической идентичности населения Республики Татарстан, а также сформулировать ключевые психолого-педагогические условия формирования этнической идентичности при сохранении высокой интенсивности межэтнического взаимодействия и низкой межэтнической и межконфессиональной конфликтности в регионе.
THE FORMATION OF ETHNIC IDENTITY IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM
The scientific article analyzes the process of ethnic identity formation as a topical psychological and pedagogical problem. The problem is considered on the example of multinational Republic of Tatarstan, which is characterized by intensive interethnic interactions with a low level of conflict on ethnic, national or confessional grounds. The scientific-theoretical analysis of the concept of “ethnic identity” was carried out. The author’s definition of ethnic identity as a dynamic and multidimensional formation, which characterizes the feeling (implicit component) and awareness (explicit component) of a person as a member of a certain ethnic group/community, formed in the framework of socio-psychological approach, was taken as a theoretical basis of the research. The materials are compared and the conclusions of published research on the problem of ethnic identity formation in the population of the Republic of Tatarstan are analyzed critically. The conclusions about the specifics of the process of ethnic identity formation in the representatives of the Republic of Tatarstan have been made. The psychological and pedagogical conditions, contributing to the low interethnic conflict in the analyzed region with the high intensity of interethnic interactions were revealed and systematized. Such conditions include: maintaining an attitude of open interaction and openness to change in society; creating conditions for true bilingualism; creating conditions for free worship and dialogue of faiths; creating conditions for representatives of different ethnic groups to realize active attitudes related not only to strengthening culture, but also to business development, social charity and patronage of the arts. Psychological and pedagogical conditions must be implemented at all levels: regional, at the level of institutions and collectives, and at the level of family upbringing. The results obtained are of high significance as they allow one to form a holistic view of the ethnic identity of the population of the Republic of Tatarstan, as well as formulate key psychological and pedagogical conditions for the formation of ethnic identity while maintaining high intensity of interethnic interaction and low interethnic and interconfessional conflict in the region.
Список литературы
-
Акопов Г.В. Новое объяснение сознания: подход М. Грациано // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2022. Т. 19. № 1. С. 169-182. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2022-1-169-182
-
Бовина И.Б., Голынчик Е.О. Многополярный мир: от политологии к социальной психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2012. № 1. С. 49-60
-
Габдрахманова Г.Ф. Об особенностях этнической идентичности татар // Историческая этнология. 2016. № 1. С. 27-38
-
Гузельбаева Г. Межэтнические взаимодействия в республике Татарстан: современное состояние и новые вызовы // Россия и мусульманский мир. 2016. № 3 (285). С. 22-27
-
Докторов Б.З. Россия в европейском социокультурном пространстве // Социологический журнал. 1994. № 3. С. 4-19
-
История Татарстана. Казань: Институт истории имени Шигабутдина Марджани Академии наук Республики Татарстан, 2020. 21 с
-
Кац А.С. Формирование толерантности в различных этнических группах Татарстана // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 52. С. 73-77
-
Степанова А.А. Языковая ситуация в Республике Татарстан: конфликт или толерантное равновесие? // Вопросы психолингвистики. 2015. № 26. С. 169-181
-
Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2022 г. (Статистический бюллетень) // Росстат. М., 2022. 443 с
-
Шакиров Р.Р. Межнациональные отношения в Республике Татарстан // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». 2016. URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016021926?ysclid=laggp1bl8y63310166 (дата обращения: 14.11.2022)
-
Шарапов В.В. Национальное сознание и социально-психологические феномены этнического самосознания населения Среднего Поволжья: дис. … д. псих. н. Самара, 2018. 587 с
-
Constant A.F. Ethnic Identity and Work // The International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. Vol. 8. Ed. by J. D. Wright. Oxford: Elsevier, 2015. Pp. 106-112. https://doi.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.94005-4
-
Graziano M.S.A. Consciousness and the social brain. Oxford University Press, 2015
-
Lewin K. Resolving social conflicts. New York: Harper, 1948