Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (60) (2022)
УДК 159.922.4
DOI 10.24888/2073-8439-2022-60-4-40-48
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Всплеск этнической активности в современном мире неразрывно связан с феноменом этнической идентичности. Статья посвящена актуальной теме формирования этнической идентичности. Цель настоящей работы - анализ этапов становления этнической идентичности. Этническая идентичность в отечественной психологии определяется как часть социальной идентичности, как осознание принадлежности к определенной этнической общности. В статье представлены отечественные и зарубежные периодизации формирования этнической идентичности. Проанализированы исследования, связанные с кросс-культурными различиями в осознании этнической принадлежности на разных возрастных этапах у представителей различных этнических групп. Рассмотрены этнические представления, этнодифференцирующие признаки, а также основные агенты социализации, оказывающие влияние на развитие этнической идентичности в каждом отдельном возрастном периоде. Указаны методологические трудности, с которыми сталкиваются исследователи при изучении становления этнической идентичности. Рассмотрены результаты исследования формирования этнической идентичности на примере биографического метода «Этническая автобиография». Выделены четыре этапа формирования этнической идентичности: дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст. В дошкольном возрасте этнические представления отличаются нестабильностью, а значимую роль играют такие агенты социализации, как семья и детские дошкольные учреждения. В младшем школьном возрасте - школа и сверстники. Этот период характеризуется диффузностью представлений о собственной этнической идентичности. В подростковом возрасте наиболее выраженным является аффективный компонент идентичности. Для этого этапа характерно более глубокое понимание своей этнической принадлежности, общности исторической судьбы и религии. Осознание этнической идентичности на основе этнодифференцирующих признаков происходит в юношеском возрасте и является наиболее стабильным по сравнению с предыдущими возрастными периодами. Этот возраст характеризуется наиболее полной системой представлений о себе как о члене этнической общности. Процесс формирования этнической идентичности не заканчивается в юности, так как вопросы этнической принадлежности могут подниматься и на других этапах жизненного пути человека.
ON THE QUESTION OF THE FORMATION OF ETHNIC IDENTITY
The increase of ethnic activities in a contemporary world is connected with the phenomenon of ethnic identity. This article is dedicated to the topical theme of the development of ethnic identity. The purpose of this work is the analysis of the stages of the formation of ethnic identity. Ethnic identity is regarded as a part of social identity as well as a process of awareness of the belonging to a particular ethnic group. This article examines domestic and foreign classifications of the formation of ethnic identity. In the current work cross-cultural studies connected to the differences in ethnic belonging at different age periods are examined. The present paper addresses ethnic perceptions, ethnodifferentiating traits as well as the main socialization agents that influence the development of ethnic identity in each individual age period. The methodological difficulties that researchers face in studying the formation of ethnic identity are indicated. The results of the study of the formation of ethnic identity on the example of the biographical method “Ethnic autobiography” are considered. Four stages of ethnic identity formation are highlighted: preschool age, primary school age, adolescence, youth age. In preschool age ethnic perceptions are characterized by instability and socialization agents such as family and preschool institutions play a significant role. In the primary school age school and peers play an important role in the development of ethnic identity. This period is characterized by the diffusiveness of ideas about one's own ethnic identity. In adolescence affective component of identity prevails over the other components. This stage is characterized by a deeper understanding of one’s ethnicity, the commonality of historical fate and religion. Awareness of ethnic identity based on ethnodifferentiating traits occurs in adolescence and considered as most stable compared to previous age periods. This age is characterized by the most complete system of self-awareness as a member of the ethnic community. The process of ethnic identity formation does not end in youth due to the fact that questions about ethnicity can be raised at other stages of a person's life path.
Список литературы
-
Борисов Р.В. Сравнительный анализ особенностей этнической идентичности старшеклассников и студентов старших курсов (на примере Республики Дагестан) // Психология образования в поликультурном пространстве. 2012. № 2. С. 76-80
-
Бублик М.М. Психосемантическое пространство этнической идентичности молодежи: автореф. дис. … канд. псих. н. СПб., 2014. 28 с
-
Дагбаева С.Б. Этническая идентичность младших школьников в изменяющихся социокультурных условиях // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2013. № 1 (21). С. 20-26
-
Левкович В.П., Панкова Н.Г. Проблемы формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных ученых // Советская этнография. 1973. № 5. С. 123 - 131
-
Мишина М.М., Мурсалыева Г.М. Сравнительный анализ значимых этнодифференцирующих признаков для подростков из разных культурных сред // Вестник РРГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2018. № 1 (11). С. 140-151. https://doi.org/10.28995/2073-6398-2018-1-140-151
-
Мурсалыева Г.М. Структура этнической идентичности подростков в современном межкультурном пространстве // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 2. С. 102-113. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2018-2-102-113
-
Психология. Под ред. В.Н. Панферова. СПб.: Питер, 2013. 480 с
-
Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: автореф. дис. … канд. псих. н. М., 1994. 20 c
-
Смолина Т.Л. Этническая идентичность как социально-психологический феномен: обзор методов исследования // Психология образования в поликультурном пространстве. 2022. № 2 (58). С. 35-43. https://doi.org/10.24888/2073-8439-2022-58-2-35-43
-
Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества // Советская этнография. 1982. № 1. С. 80-88
-
Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. Москва: ИП РАН, Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 320 с
-
Тулегенова А.Г. Семья как фактор формирования этнической идентичности ребенка (на примере крымско-татарской семьи) // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2015. Том 1 (67). № 4. С. 114-120
-
Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000. 240 с
-
Phinney J.S. Ethnic Identity in Adolescents and Adults: Review of Research // Psychological Bulletin. 1990. Vol. 108 (3). Pp. 499-514. https://doi.org/10.1037/0033-2909.108.3.499