Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (60) (2022)
УДК 377
DOI 10.24888/2073-8439-2022-60-4-76-83
ДИНАМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ИНКЛЮЗИВНУЮ ПРАКТИКУ
Актуальность статьи обусловлена тем, что в современном мире на рынке труда наблюдается высокая конкуренция среди специалистов. В этих условиях важно правильное профессиональное самоопределение молодых людей. У школьников не сформирован навык ориентирования среди специальностей. У них отсутствуют знания о требованиях, предъявляемых к той или иной профессии, зачастую они не могут грамотно оценить свои личные качества и способности, ориентируются на мнение родителей или на престижность будущей профессии. В результате поступают учиться в те вузы и техникумы, которые не соответствуют их направленности и интересам. Только в ходе обучения студенты начинают понимать, что они не обладают необходимыми способностями, которые предъявляет получаемая профессия. Однако как преподаватели, так и родители этих студентов настаивают на дальнейшем обучении и получении диплома, вместо того чтобы помочь им в выборе другой специальности. Учебное заведение, как правило, не заинтересовано в том, чтобы студенты ушли в другое учебное заведение, так как это приводит к снижению его финансового обеспечения. Психология, характеризуя созревшую личность, отмечает, что одним из основных критериев зрелости является профессиональная состоятельность в той или иной области, не исключая изменения в траектории выбора специальностей на протяжении всего жизненного пути. По этой причине исследователи полагают, что профессиональная деятельность не является выбором на всю последующую жизнь и может меняться в зависимости от этапов становления личности. Исследование посвящено изучению динамики профессионального самоопределения обучающихся колледжа, реализующего инклюзивную практику, а также различий в профессиональном самоопределении условно здоровых студентов и студентов с ОВЗ.
DYNAMICS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF COLLEGE STUDENTS IMPLEMENTING INCLUSIVE PRACTICE
The relevance of the article is due to the fact that in the modern world there is high competition among specialists in the labor market. In these conditions, proper professional self-determination of young people is important. Schoolchildren have not formed the skill of orientation among the specialties. They lack knowledge about the requirements for a particular profession, often they cannot competently assess their personal qualities and abilities, they are guided by the opinion of their parents or the prestige of their future profession. As a result, they go to study at those universities and technical schools that do not correspond to their orientation and interests. It is only during the course of training that students begin to understand that they do not have the necessary abilities that the profession they receive presents to them. However, both teachers and parents of these students insist on further education and obtaining a diploma, instead of helping them choose another specialty. An educational institution, as a rule, is not interested in students going to another educational institution, as this leads to a decrease in its financial security. Psychology, characterizing a mature personality, notes that one of the main criteria of maturity is professional competence in a particular field, not excluding changes in the trajectory of the choice of specialties throughout life. For this reason, researchers believe that professional activity is not a choice for the rest of life and may vary from the stages of personality formation. The research is devoted to the study of the dynamics of professional self-determination of college students implementing inclusive practice, as well as the study of differences in professional self-determination of conditionally healthy students and students with disabilities.
Список литературы
-
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с
-
Елдышова О.А. Профессиональное самосознание как психологическая составляющая профессионального становления // Фундаментальные исследования. 2006. № 7. С. 101-102. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5223
-
Зеер Э.Ф., Рудей О.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. Воронеж: МОДЭК, 2008. 256 с
-
Катунова В.В., Шуткина Ж.А. Проблема профессионального самоопределения учащихся // Мир педагогики и психологии. 2018. № 9 (26). С. 19-34
-
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 304 с
-
Кухарчук А.М., Ценципер Л.Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск: Нар. асвета, 1976. 128 с
-
Лебедева Е.В. Сопровождение профессионального самоопределения в условиях цифровизации // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 2. С. 49-54
-
Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. М.: Изд. МГППИ, 1999. 286 с
-
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 512 с
-
Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск: Свердлов. ГПИ, 1986. 141 с
-
Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 128 с
-
Savickas M. L., Porfeli E.J. Career Adapt-Abilities Scale: Construction, reliability, and measurement equivalence across 13 countries // Journal of Vocational Behavior. 2012. Vol. 80 (3). Pp. 661-673. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2012.01.011
-
Super D.E., Savickas M.L., Super C.M. The life-span, life-space approach to careers // Career choice and development. Ed. by D. Brown, L. Brown. San Francisco: Jossey-Bass, 1996. Pp. 121-178