Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (60) (2022)
УДК 372.3/4
DOI 10.24888/2073-8439-2022-60-4-91-97
АНАЛИЗ ЛУЧШИХ ПРАКТИК ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Статья содержит обзор и анализ лучших практик формирования цифровой образовательной среды в дошкольных образовательных организациях. В настоящее время назрела проблема разработки теоретико-методологических основ цифровизации дошкольного образования как первого уровня отечественного образования. Возник ряд внешних и внутренних противоречий формирования цифровой образовательной среды, среди которых противоречие между необходимостью ее формирования и отсутствием конкретных методических рекомендаций, базирующихся на научных основах. В связи с этим необходимо изучить лучшие практики формирования цифровой образовательной среды, проанализировать и обобщить сложившийся опыт. В статье сделаны обзор и анализ опыта ряда дошкольных образовательных организаций Российской Федерации и ближнего зарубежья. Выявлено, что в основном опыт формирования цифровой образовательной среды описан фрагментарно, в нем представлены некоторые растиражированные цифровые образовательные технологии, отдельные элементы цифрового конструктора руководителя. В публикациях отражен также опыт цифрового сопровождения традиционных образовательных технологий и применение современного, созданного специально для познавательного развития детей цифрового оборудования: интерактивных песочниц, интерактивного пола и др. В практике дошкольных образовательных организаций внедрение цифровых технологий в образовательный процесс сопряжено с определенными трудностями: кадровыми, материально-техническими, финансовыми, организационными и др. В целом в анализируемом опыте прослеживаются тенденции гуманизации, демократизации, аксиологизации формирования цифровой образовательной среды. Необходима комплексная разработка теоретических основ создания цифровой образовательной среды, построения ее целостной непротиворечивой модели.
ANALYSIS OF THE BEST PRACTICES FOR FORMING A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
The article contains an overview and analysis of the best practices for the formation of the digital educational environment in preschool educational organizations. In the theory and practice of preschool education, the problem of developing the theoretical and methodological foundations for the digitalization of preschool education as the first level of domestic education has matured. A number of external and internal contradictions have arisen in the formation of a digital educational environment, including the contradiction between the need for its formation and the lack of specific methodological recommendations based on scientific foundations. In this regard, it is necessary to study the best practices in the formation of the digital educational environment, analyze and summarize the existing experience. The article reviews and analyzes the experience of a number of preschool educational organizations in the Russian Federation and neighboring countries. It has been revealed that, in general, the experience of forming the digital educational environment is described in fragments, it presents some replicated digital educational technologies, individual elements of the leader’s digital constructor. The publications also reflect the experience of digital support of traditional educational technologies and the use of modern digital equipment created specifically for the cognitive development of children: interactive sandboxes, interactive floors, etc. In the practice of preschool educational organizations, the introduction of digital technologies into the educational process is associated with certain difficulties: personnel, material and technical, financial, organizational, etc. In general, in the analyzed experience, there are tendencies of humanization, democratization, axiologisation of the formation of the digital educational environment. There is a need for a comprehensive development of the theoretical foundations for creating the digital educational environment, building its holistic, consistent model.
Список литературы
-
Детский сад будущего: лучшие практики дошкольного образования в эпоху цифровизации: сборник научных статей. Выпуск № 8. СПб.: Изд-во СПБ АППО, 2020. 227 с
-
Манжура В.А., Подгорнова С.В., Титова М. А., Шапиро К.В. Формирование цифровой образовательной среды детского сада: методические рекомендации для руководителей и методистов ДОО. СПб., 2021. 56 с
-
Михайлова А.И., Крежевских О.В. Цифровизация дошкольного образования: возможности применения мультимедийных игр в образовательном процессе // Вестник педагогических инноваций. 2019. № 3 (55). С. 122-128
-
Тараненко О.Ю. Модель предельно-ориентированной компьютерной среды развивающего обучения детей дошкольного возраста: автореф дис. … канд. пед. н.. СПб., 1999. 18 с
-
Хотякова С.С., Арсенова М.А. Мультимедиа ресурсы ка средство математического развития детей старшего дошкольного возраста // Научный аспект. 2012. № 4. С. 56-60