Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №15 Том №3 (III квартал 2011)
УДК 37.014+371:485.51.215
НЕОБИХЕВИОРИЗМ КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИИ «ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА», МОДИФИКАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ И «ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ»
В статье анализируются педагогические, психологические и социально-экономические идеи необихевиоризма как мировоззренческой и теоретико-практической модели технократического подхода к управлению, метода модификации поведения для осуществления адаптации личности к социальной, экономической и политической системе. Менеджмент и воспитание в необихевиоризме отождествляются технократическим мышлением с послушанием, подчинением, несут функцию передачи господствующих ценностей, которые должны приспособить личность к идеологии и стандартам господствующих государственных институтов.
Ключевые слова
управление; технология поведения; экономика; производство; воспитание; демократия; технократизм; социальный контроль
The paper analyzes the pedagogical, psychological and socio-economic ideas and worldview of neobiheviorism theoretical and practical model of technocratic approach to management, a method of behavior modification to the extent that individual to the social, economic and political system. Management and education in a technocratic way of thinking neobiheviorism identified with obedience, submission, are the transfer function of the prevailing values ??that have to adapt to the personality and ideology of the dominant standards of public institutions.
Key words:
management; technology; behavior; economics; manufacturing; education; democracy; technocracy; social control
Список литературы
-
Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования [Текст] / Д. Белл. - М.: Academia, 1999. - 956 с.
-
Матвієнко, В. Соціальні технології. - К.: Українські пропілеї, 2001. - 446 с.
-
Роулз, Дж. Політичний лібералізм. - К.: Основи, 2000. - 575 с.
-
Benson, D. Immoral America: beyond Freedom and Dignity. - New York: Caplan A.Z. Press, 1991. - 208 р.
-
Bowers, C.A. Emergent ideological characteristics of educational policy. - Boston: College Record, 1997. - 317 р
-
Clement, St. Handbook of education technology. - London: Steven Hackbarth Books, 1994. - 284 р.
-
Feinberg, W. Behavioral theory and education. - Boston: Prentice-Hall, 1994. - 467 р.
-
Pattern, V. Social control and human engineering: A framework for humanistic decision. - Bangor: University Press, 1991. - 227 р.
-
Skinner, B. History and Human behavioral. - New York: Macmillan, 1985. - 461 р.
-
Skinner, B. Science and Human Behavior. - New York: Appleton-Century-Crofts, 1990. - 341р.
-
Scoot, L. International of norms. - Harvard: The Harvard International Press, 2001. - 219 р.
-
Wheeler, H. Beyond the Punitive Society. - San-Francisco: Hackett Publishing Co, 1983. - 301 р.