Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №15 Том №3 (III квартал 2011)
УДК 159.9:37.015.3
Специфика простоЙ и сложной сенсомоторной реакции у школьников с различной успеваемостью
Целью данной работы было описать особенности скорости сенсомоторной реакции на стимулы различной модальности у школьников с различной успеваемостью. В обследовании принимали учащиеся четвертых (70 человек, 32 девочки и 38 мальчиков 9,2-10,6 лет) и шестых классов (57 человек, 28 мальчиков и 29 девочек 11,8- 13,7 лет). Для исследования особенностей сенсомоторной интеграции использовался компьютерный вариант комплексной рефлексометрии (В.Г. Каменская, В.М. Урицкий). Успевающие дети и в 4, и в 6 классах выполняют действия с большим временем реакции, но более точно, что свидетельствует о более высоком уровне непроизвольного внимания, большем ресурсе оперативной памяти у них по сравнению с неуспевающими детьми.
Ключевые слова
сенсомоторная интеграция; рефлексометрия; успевающие и неуспевающие школьники
The purpose of the article was to describe the peculiarities of sensori-motor reaction to stimuli of different modalities of school children with different progress at school. 70 children (32 girls and 38 boys, 9,2-10,6 yr) of the forth grade and 57 children (28 boys and 29 girls, 11,8-13,7 yr) of sixth grade. The computer variant of complex reflexometry was using (V.G. Kamenskaya, V.M. Urizky). Choldren with good progress at school as the forth and the sixth grades performed test with longer reaction time, but more correctly than children without this progress. That is the former children have higher level of involuntary attention and more resource of work memory.
Key words:
sensori-motor integration; reflexometry; children with and without good progress at school
Список литературы
-
Айдаркин, Е.К. Нейрофизиологические механизмы оценки перцептивного времени и их роль в сенсомоторной интеграции [Текст] / Е.К. Айдаркин, Д.Н. Щербина // Валеология. - 2006. - № 3. - С. 72-82.
-
Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
-
Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1960.
-
Гуревич, К.М. О зависимости латентного периода реакции от силы звукового раздражителя [Текст] / К.М. Гуревич, Т.В. Розанова // Вопросы психологии. - 1955. - № 2. - С. 123-143.
-
Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2002.
-
Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка [Текст] / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М.: Владос, 2000.
-
Иванченко, С.Н. Природа изменчивости скоростных характеристик сенсомоторных реакций в различных экспериментальных условиях [Текст] / С.Н. Иванченко, С.Б. Малых // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 80-89.
-
Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003.
-
Каменская, В.Г. Сенсомоторная интеграция как маркер интеллектуального развития [Текст] / В.Г. Каменская // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Природные факторы и социальные условия успешности обучения». - СПб.: САГА, 2005.
-
Каменская, В.Г., Томанов Л.В. Психофизиология развития интеллекта: теоретическое и экспериментальное исследование [Текст] / В.Г. Каменская, Л.В. Томанов. - СПб. - Елец, 2007.
-
Киселев, С.Ю. Взаимосвязь интеллекта и показателей сенсомоторного теста у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / С.Ю. Киселев, В.И. Лупандин, И.Е. Ткачук // Вопросы психологии. - 2000. - № 4 - С. 38-44.