Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №15 Том №3 (III квартал 2011)
УДК 373.1
К вопросу о диагностике развития интеллектуальных способностей учащихся (на примере обучения математике в 5-6 классах)
В статье рассматриваются вопросы диагностики и развития интеллектуальных способностей на уроках математики в 5-6 классах. Изучены различные подходы к проблеме интеллектуальных способностей. Одним из средств их развития у школьников является использование арифметических задач развивающего характера. Эффективность данной методики была подтверждена результатами педагогического эксперимента.
Ключевые слова
интеллектуальные способности; арифметические задачи; педагогический эксперимент
The problems of diagnostics and development of pupils' mental faculties at the mathematics lessons in the 5-6th forms of school are considered in the article. Different approaches to the problem of intellectual abilities are explored. One of the means of their development in pupils is using of arithmetic tasks of developing character. Effectiveness of this method was confirmed by results of experiments.
Key words:
mental faculties; arithmetic tasks; pedagogical experiment
Список литературы
-
Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов. - М., 1961.
-
Рубинштейн, С.Л. Проблема способностей и принципиальные вопросы психологической теории [Текст] / С.Л. Рубинштейн // Тезисы докладов на I съезде Общества психологов. - Вып. 3. - М., 1959. - С. 138.
-
Рубинштейн, С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории [Текст] / С.Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. - 1960. - № 3.
-
Левитов, Н.Д. О психологических компонентах технической деятельности [Текст] / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. - 1958. - № 6. - С. 36.
-
Колягин, Ю.М. Задачи в обучении математике [Текст] / Ю.М. Колягин. - М.: Просвещение, 1977.
-
Ратанова, Т.А. Диагностика умственных способностей детей [Текст] / Т.А. Ратанова. - М.: МПСИ, Флинта, 2003. - С. 3.
-
Чуприкова, Н.И. Связь показателей интеллекта и когнитивной дифференцированности у младших школьников [Текст] / Н.И. Чуприкова, Т.Д. Ратанова // Вопросы психологии. - 1995. - № 3. - С. 104-114.
-
Чуприкова, Н.И. Изменение когнитивной репрезентации объектов в процессе умственного развития [Текст] / Н.И. Чуприкова // Вопросы психологии. - 1987. - № 6. - С. 31-42.
-
Брушлинский, А.В. Психология мышления и кибернетика [Текст] / А.В. Брушлинский. - М.: Мысль, 1970.
-
Платонов, К.К. Проблемы способностей [Текст] / К.К. Платонов. - М.: Наука, 1972.
-
Дружинин, В.Н. Психодиагностика общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - М.: ИЦ «Академия», 1996. - С. 13.
-
Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников [Текст] / В.А. Крутецкий. - М., 1968.
-
Шевкин, А.В. Текстовые задачи в школьном курсе математики [Текст] / А.В. Шевкин // Роль текстовых задач в школьном курсе математики. Лекции 1-4. - М., 2006.
-
Юрцева, Л.Я. Особенности умственной деятельности учащимися в процессе решения задач алгебраическим и арифметическим способами [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / Л.Я. Юрцева. - М., 1971.
-
Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст] / Ж. Пиаже. - М: Международная педагогическая академия, 1994. - С. 179, 205-206.
-
Психология [Текст]: учебник для педагогических вузов; под ред. Б.А. Сосновского. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - С. 465-466.
-
Менчинская, Н.А. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах [Текст] / Н.А. Менчинская, М.И. Моро. - М.: Просвещение, 1965.
-
Крупич, В.И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач [Текст] / В.И. Крупич. - М.: Прометей, 1995.
-
Кубышева, М.А. Математика. 5-6 классы [Текст]: методические материалы к учебникам Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон / М.А. Кубышева. - М.: Ювента, 2006. - С. 5-6.
-
Арнольд, И.В. Принципы отбора и составления арифметических задач [Текст] / И.В. Арнольд // Вопросы методики математики. - Известия АПН РСФСР. - Вып. 6. - М., 1946. - C. 7-28.
-
Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] / А.М. Матюшкин. - М.: Педагогика, 1972.