Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №15 Том №3 (III квартал 2011)
УДК 316.6
Изменение сценариев социализации детей российских иммигрантов в США
Объект качественного анализа - сценарии социализации детей постсоветских эмигрантов в США. Описаны типичные сценарии взаимодействия российских подростков в школе и дома. Для сравнения культурно-заданных моделей семьи использовалась оригинальная методика «Модель семьи». Столкновение сценариев, типичных для американского и российского общества, осложняет психологическую адаптацию детей эмигрантов.
Ключевые слова
сценарии социализации; культурно-заданные модели семьи; глубокий качественный анализ
In the article the author analyzes the problem of socialization of children, whose parents are emigrants of post soviet period to the USA. Typical scripts of Russian teenagers' connection at school and at home are described here. The author uses the original method "Family model". Collision of scripts typical for Russian and American society makes psychological adaptation of children more difficult.
Key words:
Scripts of socialization; cultural family models; deep qualitative analysis
Список литературы
-
Дружинин, В.Н. Психология семьи. Деловая книга [Текст] / В.Н. Дружинин. - Екатеринбург, 2000 .
-
Лотман, Ю. Структура художественного текста [Текст] / Ю. Лотман. - М., 1970.
-
Маховская, О.И. Коммуникативный опыт личности [Текст] / О.И. Маховская. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.
-
Николаева, Е.И. и др. Сравнительный анализ отношения к детям матерей, принадлежащих разным культурам [Текст] / Е.И. Николаева, Е.И. Шапиро, К.И. Гилязова, М.С. Новиков // Психология образования в поликультурном пространстве. - Т. 1. - М., 2010.
-
Рот, Ю. Встречи на грани культур. Игры и упражнения для межкультурного обучения [Текст] / Ю. Рот, Г. Коптельцева. - Калуга: Полиграф-Информ, 2001.
-
Barett, M. English children's acquisition of a European identity // G. Breakwell&E.Lyons (eds.), Changing European Identities: Social Psychological Analyses of Social Change, Oxford: Butterworth-Heinemann, 1996.
-
Bronfenbrenner, U. Two words of Childhood, The USA and USSR. N.Y., 1977.
-
Harre, R. Social Being: A Theory for Social Psychology. Oxfrord. Blackwell, 1979.
-
Hermas, H.J.M. The idealogical self: Toward a theory of personal and cultural positioning. 1972.
-
Key Concepts in Communication and Cultural Studies // Tim O'Sallivan, John Hartley, Danny Sauders, Martin Montgomery and John Fiske, London and New York: Routledge, 1994.
-
Mirny, A. Russian adolescents in American schools: a study of personal and relational experiences in the context of cultural transition. //Thesis Proposal, February, 2001
-
Miyamato, Y., Kulhman N. Ameriorating culture shock in Japanese expatriate children in the US. International Journal of Intercultural Relations. 25 (2001) 21-40.
-
Sheets, R.H. Human development and ethnic identity // R.H. Sheets & E.R. Hollins (eds), Racial and Ethnic Identity in School Practices. Mahwah, NJ: Erlbaum, 1999.
-
Suarez-Orozco, C., Suarez-Orozco M. Children in immigration // Cambridge, Massachusets, and London, England: Harvard University Press, 2002.
-
Triandis, H.C. Individualism and collectivism. Boulder, CO:Westview Press, 1995.