Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №15 Том №3 (III квартал 2011)
УДК 159.922
СВЯЗЬ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ 6-8 ЛЕТ С ОСОБЕННОСТЯМИ ВАРИАЦИЙ СЕРДЕЧНОГО РИТМА В ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
Целью исследования стало сопоставление самооценки детей 6-8 лет с особенностью вариаций сердечного ритма в процессе припоминания ими методов поощрения и наказания в семье. Было обследовано 119 детей (76 девочек и 43 мальчика). Обнаружено значимое влияние методов наказания на самооценку, полученную с помощью методики Дембо-Рубинштейн. Показано влияние методов поощрения в семье на показатели кардиоритма, отражающие его вариабельность как при наказании, так и при поощрении. Высказывается предположение, что самооценка ребенка формируется при непосредственном влиянии методов наказания, тогда как стрессоустойчивость - под воздействием методов поощрения.
Ключевые слова
самооценка; поощрение; наказание; вариации сердечного ритма; дети
The purpose of the investigation was to compare the self estimations of 6-8 old children with the cardio rhythm variations under the process of punishment and reward in families remembering. 119 children (76 girls and 43 boys) were participants. The influence of the punishment methods to the self estimation was shown. The influence of the reward methods to the cardio rhythms variation was demonstrated. We assume, that child's self estimation is formed under the influence of punishment methods and coping -under the influence of the reward methods.
Key words:
self estimation; reward; punishment; cardio rhythm variations; children
Список литературы
-
Ананьев, Б.Г. К постановке проблем детского самосознания [Текст] / Б.Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР. - 1948. - Вып. 18. - С. 232-244.
-
Баевский, P.M. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе [Текст] / Р.М. Баевский, О.И. Кириллов, С.З. Клецкин. - М.: Наука, 1984.
-
Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - 1979. - № 4. - С. 22-23.
-
Бороздина, Л.В. Исследование уровня притязаний [Текст]: учебное пособие / Л.В. Бороздина. - М.: Институт психологии РАН РФ, 1993.
-
Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997.
-
Джемс, У. Психология [Текст] / У. Джемс. - М.: Педагогика, 1991.
-
Зинова, Т.В. Динамика развития самооценки в младшем школьном возрасте [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / Т.В. Зинова. - М.: МГУ, 2002.
-
Коул, М. Культурно-историческая психология: наука будущего [Текст] / М. Коул. - М.: «Когито-Центр», Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.
-
Лурия, А.Р. Высшие психические функции человека и проблема локализации [Текст]: хрестоматия по нейропсихологии; под ред. Е.Д. Хомской / А.Р. Лурия. - М.: Рос. Психол. о-во, 1999. - С. 63-68.
-
Николаева, Е.И. Один из возможных путей формирования алекситимии в детстве (на примере специфики воспитательных воздействий в современной семье) [Текст] / Е.И. Николаева // Журнал экспериментальной и клинической медицины. - 2006. - № 1-2. - С. 156-167.
-
Николаева, Е.И. Сравнительный анализ представлений детей и их родителей об особенностях поощрения и наказания в семье [Текст] / Е.И. Николева // Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2006. - Т. 3. - № 2. - С. 118-125.
-
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб. - М. - Харьков, Минск: Питер, 1999.
-
Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике [Текст] / С.Я. Рубинштейн. - М.: Медицина, 1970.
-
Рябыкина, Г.В. Вариабельность ритма сердца [Текст]: монография / Г.В. Рябыкина, А.В. Соболев. - М.: Старко, 1998.
-
Столин, В.В. Самосознание личности [Текст] / В.В. Столин. - М.: Педагогика, 1983.
-
Ушакова, Т.Н. Речь: истоки и принципы развития [Текст] / Т.Н. Ушакова. - М.: ПЕР СЭ, 2004.
-
Щур, В.Г. Методика изучения представления ребенка об отношении к нему других людей [Текст] / В.Г. Щур // Психология личности: теория и эксперимент; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - С. 108-114.
-
Black, D.A., Heyman R.E., Slep A.M.S Risk factors for child physical abuse // Aggres. and Viol. Behav. 2001. V.6. P. 121-188.
-
Black, D.A., Slep A.M.S., Heyman R.E. Risk factors for child psychological abuse // Aggres. and Viol. Behav. 2005. V.6. P. 189-201.
-
Bohanek, J.G., Fivush R., Walker E. Memories of positive and negative emotional events // Appl. Cognit. Psychol. 2005. V.19. P. 51-66.
-
Coopersmith, S. The antecedents of self-esteem. San Francisco: W. H. Freeman and Co., 1967.
-
Diggory, J.C. Self-Evaluation: Concepts and Studies. N. Y.: Academia, 1966.
-
Greenwald, A.G., Banaji M.R., Rudman L.A., Farnham S.D. A Unified Theory of Implicit Attitudes, Stereotypes, Self-Esteem, and Self-Concept // Psychological Review. 2002.V.109, N 1. P.3-25.
-
Margolin, G., Gordis E.B. The effects of family and community violence on children // Annu. Rev. Psychol. 2000.V.51. P. 445-479.
-
Myrtek, M. Heart and emotion. Ambulatory monitoring studies in everyday life. Gottingen: Hogrefe & Huber Publishers, 2004.
-
Peace, K.A., Porter S. A longitudinal investigation of the reliability of memories for trauma and other emotional experiences // Appl. Cognit. Psychol. 2004. V.18. P. 1143-1159.
-
Salmivalli, Ch. Feeling good about oneself, being bad to other? Remarks on self-esteem, hostility, and aggressive behavior // Aggres. and Viol. Behav. 2001. V.6. P. 375-393.
-
Scarpa, A., Luscher K.A. Self-esteem, cortisol reactivity, and depressed mood mediated by perceptions of control // Biological Psychology. 2002. N 59. P. 93-103.