Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №15 Том №3 (III квартал 2011)
УДК 378.02
Педагогические особенности профессионального становления будущих специалистов в сфере культуры и искусства
В статье рассматривается процесс профессионального становления студентов университетов культуры и искусства. Автор показывает, что профессиональное становление специалиста в сфере культуры и искусства в современных условиях во многом определяется наличием установки студентов на выбор образа жизни, который связывается с представлениями о ее высоком качестве, успешности, статусе. В статье анализируются результаты многолетнего исследования. Автор раскрывает особенности обретения профессией будущими режиссерами, актерами, художниками. При разработке педагогической модели профессионального становления специалиста в сфере культуры и искусства необходимо учитывать, что самореализация в профессии должна включать этап формирования образа профессии, содержащий не только эмоциональные, но и когнитивные компоненты. Лишь соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор сферы культуры и искусства обоснованным и реальным, создавая условия для развития профессиональной устойчивости.
Ключевые слова
студенты; высшее профессиональное образование; сфера культуры и искусства; профессиональное становление
The article discusses the process of the professional formation of the high school students in the field of art and culture. The author demonstrates that the professional development specialist in the field of arts and culture in modern conditions is largely determined by the presence of setting students on a lifestyle choice, which is associated with notions of its high quality, success, status. The article analyzes the results of many years of research. The author reveals the features of the profession gaining future directors, actors, artists. When developing the pedagogical model of the professional development specialist in the field of culture and art should be aware that the self-actualization in the profession should include the stage of forming the image of the profession, with not only emotional but also cognitive components. Only the corresponding emotional-evaluative components essential substantive components of the profession makes the selection of culture and art of sound and real, creating the conditions for the development of professional sustainability
Key words:
students; higher professional education; culture and arts; professional development
Список литературы
-
Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980.
-
Альтбах, Ф.Дж. Модели развития высшего образования в преддверии 2000 г. [Текст] / Ф.Дж. Альтбах // Перспективы: вопросы образования. - 1992. - № 3. - С. 40-58.
-
Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества [Текст] / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. - 2008. - № 1. - С. 65-86.
-
Беднарчик, Х.П. Методолого-теоретические проблемы развития профессионального образования [Текст] / Х.П. Беднарчик. - СПб.: Радом, 1995.
-
Дружинин, В.Н. Психология [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2004.
-
Качество высшего образования: требования к уровню и оценке подготовки специалистов в высшей школе [Текст]: материалы Международной конференции и Российско-Финского семинара. - Новгород: НовГУ, 1995.
-
Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание [Текст] / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984.
-
Коростылева, Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере [Текст] / Л.А. Коростылева. - М.: Речь, 2005.
-
Новиков, А.М. Профессиональное образование России: перспективы развития [Текст] / А.М. Новиков. - М.: ИЦП НПО РАО, 1997.
-
Печко, Л.П. Духовность и развитие эстетического самосознания личности в представлениях учителя [Текст] / Л.П. Печко // Проблемы художественно-эстетической подготовки современного учителя: сб. научных трудов. - Иркутск: Изд-во ИГПН, 1997.
-
Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека [Текст] / Ю.П. Поваренков. - М.: Изд-во УРАО, 2002.
-
Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст]: в 2 т. / Х. Хекхаузен; под ред. Б.М. Величковского. - М.: Педагогика, 1986.