Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

Аннотации статей.

Граничина О.А., Котова С.А.. ИДЕИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАК БАЗОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье обсуждаются инновационные преобразования отечественной школьной системы образования. Раскрывается значимость идеи образования для устойчивого развития для реализации национальной программы «Наша новая школа». Описываются современные критерии качества образования и пути его достижения.
The paper discusses the innovative transformation Patriotic school education system. Disclosed the importance of the idea of education for sustainable development for the implementation of a national program we have "Our new school". Describes the current criteria for the quality of education and ways of achieving it.

Колесникова М.Г.. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПЕДАГОГОВ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ

В статье представлены результаты эмпирического исследования эмоциональной устойчивости педагогов из 48 школ г. Санкт-Петербурга. Показано повышение тревожности с ростом педагогического стажа. Раскрывается опыт обеспечения саморегуляции педагогов в условиях постдипломного образования.
The results of an empirical study of emotional stability of teachers from 48 schools in the city of St. Petersburg. Showed an increase in anxiety with increasing experience in teaching. Expands to ensure the experience of self-educators in postgraduate education.

Кузовлева Н.В., Пачина Н.Н.. АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проведён анализ результатов опыта эффективной подготовки специалистов разных профилей на примере кафедр психолого-педагогического цикла и предложен один из вариантов акмеологического обеспечения образовательного процесса в университете.
The analysis of results of experience of effective preparation of experts of different profiles on an example of chairs Psychology - a pedagogical cycle is carried out and one of variants akmeologichesky maintenance of educational process at university is offered.

Кузовлева Н.В.. К ПРОБЛЕМЕ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ УМСТВЕННОГО ТРУДА У БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ УНИВЕРСИТЕТА

В статье рассматриваются вопросы овладения рациональными приёмами знаний бакалаврами и магистрами в процессе обучения в университете с позиции комплексного подхода к проблеме воспитания культуры умственного труда.
In article mastering questions by rational receptions of knowledge by bachelors and masters in the course of training at university from a position of the complex approach to a problem of education of culture of brainwork are considered.

Морева С.Ю.. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ

В статье рассматривается проблема разработки теоретической модели эстетического воспитания младших школьников в процессе формирования вокально-хоровых навыков. Определяются особенности эстетического воспитания, описывается содержание целевого, методологического, содержательного, процессуального и диагностического блоков модели, приводятся задания, способствующие эффективному эстетическому воспитанию младших школьников на основе формирования вокально-хоровых навыков.
The problem of working out of theoretical model of esthetic education of elementary school's children for the course of formation of vocal-choral skills is considered in this article. We explain features of esthetic education , describe the maintenance of target, methodological, substantial, remedial and diagnostic blocks of model, cite the tasks promoting effective esthetic education of elementary school's children on the basis of formation of vocal-choral skills.

Истомина Л.М.. МОДЕЛЬ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

В статье рассматривается теоретическая модель активизации творческой деятельности младших школьников средствами театрального искусства. Описана технология реализации заявленного процесса в системе начального образования.
The article considers theoretical model of activization of primary schoolchildren's creative activities by means of theatrical art. The technology of implementing the process at issue in the system of primary education is described.

Кулганов В.А., Поляков А.В.. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье рассматриваются особенности социально-психологической адаптации преподавателей вузов в современном образовательном пространстве. Выявляются личностные особенности педагогов, способствующие успешной адаптации в профессиональной сфере или тормозящие ее. Приводятся данные о структуре социально-психологической адаптации преподавателей вуза, обладающей прочными корреляционными взаимосвязями составляющих ее характеристик.
In the article the features of the socio-psychological adaptation of university teachers in modern educational space. Identifies personal characteristics of teachers that contribute to successful adaptation in a professional field or hinder it. Analyzes the social and psychological adaptation of university teachers, which has strong correlation relationships of its component characteristics.

Волынкина Н.В.. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

В статье раскрываются закономерности развития интеллектуально-творческих способностей учащейся молодежи в рамках реализации нового направления в педагогической науке - инфолингвистической системы - в образовательном процессе высшей школы.
The article deals with regularities of studying youth intellectual and creative abilities development in the frame of a new direction in Pedagogics - the infolingustic system - implementationn in higher education.

Краснощеченко И.П.. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

В статье представлены основные положения концепции становления и развития профессиональной субъектности будущих психологов с учетом регионального запроса, характеризуются понятие, структура профессиональной субъектности будущих психологов, выделенные автором стадии ее развития, а также внешние и внутренние детерминанты. Результаты эмпирического исследования отражают динамику изменения личностных особенностей студентов-психологов за период обучения в вузе и свидетельствуют о результативности развития их профессиональной субъектности.
The article presents the basic concepts of the formation and development of professional subjectivity future psychologists, taking into account the regional inquiry, are characterized by the concept, the structure of professional subjectivity future psychologists, the author dedicated the stage of its development, as well as external and internal determinants. The results of an empirical study of the trend of the change in personality characteristics of students of psychology department for the period of study in high school and demonstrate the effectiveness of their professional subjectivity.

Трофимова Е.И., Иванова Т.В.. РОЛЬ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ

В статье рассматриваются вопросы информационно-технологической подготовки будущих инженеров-металлургов. Выделена роль задач с содержанием профессиональной направленности по дисциплине «Информатика» для формирования информационно-технологической компетентности студентов. Показаны примеры заданий разных уровней сложности.
The article deals with information and technological training of future metallurgists. The role of professional aims on the subject "Informatics" for formation of information and technological competence of future engineers is singled out. Sample tasks of different levels are shown.

Савин Л.А., Поляков Р.Н., Радин С.Ю.. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАФЕДРЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ

В статье описывается 6-летний опыт деятельности малого инновационного предприятия ООО «НТЦ Метамеханика», образованного при ФГБУ ВПО «Госуниверситет ? УНПК», г. Орел. Внедрение результатов научно-исследовательской деятельности позволило оснастить учебные лаборатории современным лабораторным оборудованием и вывести процесс преподавания общеинженерных дисциплин на уровень ХХI века.
The article under consideration describes a 6-year working experience of a small innovative company OOO "STC Metamechanics" established at the FSBE HPE "State University", Orel-city. The introduction of the results of the scientific research activities has allowed to equip the laboratories with up-to-date equipment and to bring the process of teaching general engineering disciplines to the 21-st century level.

Овчинникова А.Ж.. Использование символики искусства Липецкого региона в гражданском воспитании младших школьников

В статье рассматриваются особенности использования символики искусства в гражданском воспитании младших школьников, раскрывается значение символов в понимании произведений искусства Липецкого региона, выделяются основные идеи, характеризуются выразительные особенности символики цвета, формы, линии, пятна в гражданском становлении младших школьников.
The article describes the use of particular symbols of art in civic education school children, revealed the symbols in the understanding of works of art, Lipetsk region, highlighted the key ideas are characterized by expressive features of the symbolism of color, form, line, Spots in the formation of civil younger students. This article is intended for teachers, students and employees of public education.

Кукулин С.С.. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С УЧАЩИМИСЯ - СУБЪЕКТАМИ НЕФОРМАЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В статье анализируются существующие в образовательной практике модели взаимодействия учителя с учащимися - представителями неформальных молодежных объединений в условиях образовательной системы. Данные модели классифицированы в статье следующим образом: либеральная, административно-репрессивная, административно-манипулятивая, демократическая. В качестве перспективной модели взаимодействия, отвечающей требованиям современного образования, автор рассматривает демократическую модель, которая реализуется на основании принципов понимания и диалога и применения таких гуманитарных технологий, как консультирование, фасилитация и модерация.
In the article models of interaction of the teacher with pupils - members of informal youth groups in the conditions of educational system are analyzed. The given models are classified in article as follows: liberal, administrative-repressive, administrativel - manipulative, democratic. As the perspective model of interaction which are meeting the requirements of modern formation, the author considers democratic model which is realized on the basis of understanding and dialogue principles and application of such humanitarian technologies, as consultation, facilitation and moderation

Артемова Ю.В.. Информационное сопровождение процесса формирования конкурентоспособности будущих журналистов в моделируемой конкурентной среде

В статье раскрыты информационные возможности современной системы профессиональной подготовки студентов-журналистов. Проектная деятельность в моделируемой конкурентной среде рассматривается как одно из условий формирования конкурентоспособности будущих специалистов в области журналистики.
The article gives the possibilities of information of modern system in professional training student-journalists. Project activity in a simulated competitive environment is seen as one of the conditions of formation of the competitiveness of future specialists in the field of journalism.

Зульфикаров Ш.М.. К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

В статье представлены результаты пилотажного исследования готовности студентов-психологов к работе в экстремальной ситуации. Для диагностики были использованы методики «Прогноз» и шкала SACS. Исследование проведено в 2011 году на факультете психологии и философии Дагестанского государственного университета.
The article includes the results of the pilot investigation of psychology students for their readiness to maintain professional activity in extreme situations. The following psychological tests were used for the diagnostics: "Prognosis" and SACS scale. The investigation took place at the faculty of psychology and philosophy of Dagestan State University in 2011.

Плетенева И.Ф., Усачева И.Н.. Формирование у студентов готовности к обучению школьников рациональному природопользованию

Глобальный экологический кризис, характеризующийся напряженными взаимоотношениями между человеком и природой, усиливает внимание российской общественности на достижении высоких результатов в данном взаимодействии. Статья посвящена выявлению, обоснованию и апробации педагогических условий, способствующих подготовке студентов к формированию у школьников представлений о рациональном природопользовании. В работе представлен анализ философской, психолого-педагогической литературы, показаны результаты экспериментальной работы.
The global ecological crisis between humanity and nature pays attention of Russian publicity to solving this trouble. The article is devoted to discovery, foundation and practical using pedagogical conditions conducive the students' formation of readiness to teach schoolchildren rational natural resources' using. The analysis of philosophical, psychological and pedagogical literature and some results of experimental work are introduced in the article.

Крикунов А.Е.. Память и ее образовательное значение в философии Семена Франка

Статья посвящена исследованию проблемы памяти в философской психологии С.Л. Франка. Память рассмотрена в контексте характерного противопоставления лишенной формы душевной жизни и формирующегося сознания. Особое внимание уделено оценке роли и места памяти в процессе образования человека.
The article is devoted to the problem of memory in S.L. Frank's philosophical psychology. Memory is considered in context typical opposition between mental life lacking form and developing consciousness. Great attention is paid to the assessment of role and place of memory in the process man's education.

Чибухашвили О.А.. Педагогические идеи С.М. Соловьёва и их значение для современного исторического образования

Статья посвящена анализу педагогической деятельности выдающегося русского историка XIX столетия, его взглядам на преподавание истории. В работе также рассматриваются проблемы современного исторического образования, его целей, вопросы преемственности школьного и вузовского курсов преподавания истории в контексте взглядов С.М. Соловьёва.
The article analyzes the teaching activities of an outstanding Russian historian of the 19th century, his views on the teaching of history. The problems of the modern historical education, its objectives, the issues of continuity of school and university history courses in context of Solovyov's ideas are considered here too.