Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №16 Том №4 (IV квартал 2011)
УДК 378
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С УЧАЩИМИСЯ - СУБЪЕКТАМИ НЕФОРМАЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
В статье анализируются существующие в образовательной практике модели взаимодействия учителя с учащимися - представителями неформальных молодежных объединений в условиях образовательной системы. Данные модели классифицированы в статье следующим образом: либеральная, административно-репрессивная, административно-манипулятивая, демократическая. В качестве перспективной модели взаимодействия, отвечающей требованиям современного образования, автор рассматривает демократическую модель, которая реализуется на основании принципов понимания и диалога и применения таких гуманитарных технологий, как консультирование, фасилитация и модерация.
Ключевые слова
неформальные молодежные объединения; консультирование; фасилитация; модерация
In the article models of interaction of the teacher with pupils - members of informal youth groups in the conditions of educational system are analyzed. The given models are classified in article as follows: liberal, administrative-repressive, administrativel - manipulative, democratic. As the perspective model of interaction which are meeting the requirements of modern formation, the author considers democratic model which is realized on the basis of understanding and dialogue principles and application of such humanitarian technologies, as consultation, facilitation and moderation
Key words:
unformal youth groups; consulting; facilitation; moderation
Список литературы
-
Башкатов, И.Л. Психология неформальных подростково-молодежных групп [Текст] / И.Л. Башкатов. - М., 2000.
-
Гуманитарные образовательные технологии в вузе [Текст]: методическое пособие / О.В. Акулова, А.А. Ахаян, Е.Н. Голубкова, И.Ю. Гутник, А.Е. Бахмутский, О.Б. Даутова, О.Н. Крылова. С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, А.П. Тряпицына; под ред. С.А. Гончарова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - С. 68.
-
Ильинский, И.М. Молодежь и молодежная политика [Текст] / И.М. Ильинский. - М., 2001.
-
Компетентностная модель современного педагога [Текст]: учебно-методическое пособие / О.В. Акулова, Е.С. Заир-Бек, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.
-
Косарецкая, С.В. О неформальных молодежных объединениях [Текст] / С.В. Косарецкая, Н.Ю. Синягина. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004.
-
Петров, А.В. Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации [Текст] / А.В. Петров. - СПб., 2005.
-
Brehm, J.W. A theory of psychological reactance. - New York, 1966.