Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Аннотации статей.
Артюх Е.А.. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНИК В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
В представленной работе описывается опыт применения современных техник
арт-терапии с целью формирования эмоциональной устойчивости в рамках психологического
сопровождения курсантов первого года обучения в образовательных организациях
уголовно-исполнительной системы (далее УИС). В статье рассматривается понятие эмоциональной
устойчивости как предмета научного исследования, изучены психологические особенности ее
формирования в юношеском возрасте, дано описание специфики образовательной среды вузов
Федеральной службы исполнения наказаний России (далее ФСИН), определены и описаны методики
применения современных арт-терапевтических техник в целях формирования и повышения эмоциональной
устойчивости как базовой характеристики личности и профессионально важного качества курсантов.
Выделены значимые преимущества применения арт-терапевтических техник в сравнении с другими
психокоррекционными методами. Опираясь на обширный теоретический и практический опыт
использования арт-терапии в России и за рубежом, мы рассмотрели возможности применения
современных арт-терапевтических техник в работе психолога образовательных организаций УИС. В
работе дано описание техник медитативного рисования (фрактальный рисунок, зентангл), упражнений,
сочетающих изобразительное творчество и музыкотерапию («Рисунок музыки»), представлен опыт
применения метафорических ассоциативных карт. Основной целью применения данных техник является
формирование стремления к самопознанию и самовыражению, а также умения работать с собственными
чувствами, эмоциями и настроениями. Достоверность и надежность эмпирического исследования
подтверждаются теоретической и методологической обоснованностью исходных положений с применением
комплекса взаимодополняющих, неоднократно апробированных в психологии психодиагностических
методик. По нашим наблюдениям, в результате применения арт-терапевтических техник в работе
психолога образовательных организаций УИС системы удалось оптимизировать
социально-психологические условия образовательной деятельности. В этой связи проведенное
исследование дает возможность использования полученного опыта в психодиагностической,
психопрофилактической, консультационной и психокоррекционной работе психологических служб
образовательных учреждений ФСИН России.
The presented work describes the experience of using modern art therapy
techniques in order to form emotional stability within the framework of psychological support
for first-year cadets in educational organizations of the penal system (hereinafter referred to
as the PS). The article examines the concept of emotional stability as a subject of scientific
research, examines the psychological features of its formation in adolescence, describes the
specifics of the educational environment of universities of the Federal Penitentiary Service of
Russia (hereinafter FPS), defines and describes methods of using modern art-therapeutic
techniques in order to form and increase emotional stability as a basic characteristic of a
person and professionally important qualities of cadets. Significant advantages of the use of
art-therapeutic techniques in comparison with other psychocorrective methods are highlighted.
Based on extensive theoretical and practical experience in the use of art therapy in Russia and
abroad, the possibilities of using modern art therapy techniques in the work of a psychologist
of educational organizations of PS are considered. The paper describes the techniques of
meditative drawing (fractal drawing, zentangle), exercises combining visual creativity and music
therapy ("Drawing music"), as well as the experience of using metaphorical associative maps. The
main purpose of using these techniques is to form the desire for self-knowledge and
self-expression, as well as the ability to work with their own feelings, emotions and moods. The
accuracy and reliability of empirical research are confirmed by the theoretical and
methodological validity of the initial provisions using a set of complementary, repeatedly
tested in psychology psychodiagnostic techniques. According to our observations, as a result of
the use of art-therapeutic techniques in the work of a psychologist of educational organizations
of the PS system, it was possible to optimize the socio-psychological conditions of educational
activity. In this regard, the conducted research makes it possible to use the experience gained
in psychodiagnostic, psychopreventive, and consulting and psychocorrective work of psychological
services of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia.
Герасимова Е.Н., Гончаров К.Ю.. ПСИХОЛОГИЯ В ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И СОСТОЯНИЕ ПРАКТИКИ
В статье рассматривается значение психологии в подготовке будущих специалистов
в области юриспруденции. Проанализировано содержание дисциплины «Юридическая психология» с
позиции теоретического и практического знания, рассмотрены основные подходы к исследованию
проблем профессионального становления личности, заявленные в психологии высшего образования.
Статья посвящена актуальной теме - роли психологии в подготовке будущего специалиста в условиях
трансформирующегося общества. Отмечается, что важность изучения курса «Юридическая психология» в
вузах обусловлена прежде всего тем, что психологическая наука вносит большой вклад в решение
многопрофильных задач укрепления правовой системы и реализации усилий государства в борьбе с
правонарушениями, преступлениями. Как известно, правоохранительная деятельность большинства
юридических профессий протекает в области общественных отношений и предполагает высокую
эмоциональную напряженность, самоорганизацию и развитие навыков коммуникативной деятельности.
Формирование психологических знаний у юристов - важнейшая задача подготовки специалиста. Будучи
пограничной между психологией и юриспруденцией наукой, юридическая психология призвана
обеспечить понимание будущим специалистом психологических особенностей такого социокультурного
феномена, как право, социально-психологической сущности правового регулирования, психологических
особенностей поведения человека в области отношений, регулируемых правом. Отмечено, что
психологическое знание будет способствовать развитию психологической компетентности студентов по
вопросам, наиболее значимым в будущей профессиональной деятельности. Авторами предпринята
попытка исследовать механизмы организации обучения студентов юридических вузов психологии.
Обучение рассматривается как комплексная система, затрагивающая все ключевые аспекты
образовательного процесса вуза. Изложены цели обучения, представлена методологическая основа
планирования и организации психологического образования студентов юридических вузов под
руководством преподавателя. Раскрыты принципы обучения в контексте организации учебного
процесса, при реализации которых образовательный контекст психологических дисциплин наполняется
практико-ориентированным профессиональным содержанием. Это достигается, по мнению авторов
статьи, путем обновления содержания психологической подготовки будущих специалистов в области
юриспруденции.
The article discusses the importance of psychology in the training of future
specialists in the field of jurisprudence. The content of the discipline “Legal Psychology” is
analyzed from the standpoint of theoretical and practical knowledge, the main approaches to the
study of the problems of professional formation of personality, stated in the psychology of
higher education, are considered. The article is devoted to an urgent topic - the role of
psychology in the training of a future specialist in a transforming society. It is noted that
the importance of studying the course “Legal Psychology” at universities is primarily due to the
fact that psychological science makes a great contribution to solving the multi-profile tasks of
strengthening the legal system and implementing the efforts of the state in the fight against
offenses, crimes. As is known, the law enforcement activity of most legal professions takes
place in the field of public relations and presupposes high emotional tension, self-organization
and the development of skills in communication activities. The formation of psychological
knowledge among lawyers is the most important task of training a specialist. Being a borderline
science between psychology and jurisprudence, legal psychology is designed to provide a future
specialist with an understanding of the psychological features of such a socio-cultural
phenomenon as law, the socio-psychological essence of legal regulation, psychological features
of human behavior in the field of relations regulated by law. It is noted that psychological
knowledge will contribute to the development of psychological competence of students on issues
most significant in their future professional activities. The author has made an attempt to
investigate the mechanisms of organizing the training of students of law schools in psychology.
Training is considered as a complex system that affects all key aspects of the educational
process of the university. The objectives of the training are outlined, the methodological basis
for planning and organizing psychological education of law students under the guidance of a
teacher is presented. The principles of teaching in the context of the organization of the
educational process are revealed, during the implementation of which the educational context of
psychological disciplines is filled with practice-oriented professional content. This is
achieved, according to the author of the article, by updating the content of psychological
training of future specialists in the field of jurisprudence.
Комлик Л.Ю., Фаустова И.В., Копылова Н.М.. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья посвящена изучению проблемы социального интеллекта в младшем школьном
возрасте. Актуальность исследования связана с тем, что именно в данном возрасте социальный
интеллект ребенка начинает достаточно активно развиваться, что связано с началом школьного
обучения. Однако это развитие может протекать неравномерно, и имеет свои трудности. Развитый
социальный интеллект способствует успешному обучению ребенка в школе, поскольку он является
фундаментом для эффективного налаживания межличностного взаимодействия со взрослыми и
сверстниками и успешной адаптации в новых социальных условиях. С целью изучения особенностей
социального интеллекта младших школьников был использован комплекс диагностических методик:
«Тест эмпатийного потенциала личности» (И.М. Юсупов), «Оценка самоконтроля в общении» (М.
Снайдер), «Методика исследования социального интеллекта» (Дж. Гилфорд, М. Салливен) и наблюдение
за детьми. Результаты исследования показали, что только 18 % младших школьников имеют высокий
уровень эмпатийности. Всего лишь 7 % выборки показали высокий уровень коммуникативного контроля.
24 % детей продемонстрировали уровень социального интеллекта выше среднего. Таким образом,
исследование позволило сделать вывод, что у детей младшего школьного возраста доминирует средний
и низкий уровни развития социального интеллекта. Данные показатели могут негативно отражаться на
формировании таких компонентов социального развития ребенка, как адаптация к изменениям
социальных условий, налаживание контактов и взаимодействий в группе сверстников и с педагогами
и, как следствие, - на успешности обучения в школе. В связи с этим актуальной становится
проблема целенаправленного развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте.
The article is devoted to the study of the problem of social intelligence at
primary school age. The relevance of the study is due to the fact that it is at this age that
the child’s social intelligence is actively developing, which is associated with the beginning
of school education. However, this development can proceed unevenly and has its own
difficulties. Developed social intelligence contributes to the successful child’s learning at
school, as it is the foundation for the effective interpersonal interaction with adults and
peers and successful adaptation to new social conditions. In order to study the features of the
social intelligence of younger schoolchildren, a set of diagnostic techniques was used: “The
test of the empathic potential of personality” (I. M. Yusupov), “Assessment of self-control in
communication” (M. Snyder), “Methods of social intelligence research” (J. Guilford, M. Sullivan)
and observation of children. The results of the study showed that only 18 % of primary school
students have a high level of empathy. Only 7 % of the sample showed a high level of
communicative control. 24 % of children demonstrated a level of social intelligence above
average. Thus, the study showed that children of primary school age are dominated by medium and
low levels of social intelligence development. Such indicators can negatively affect the
formation of such components of a child’s social development as adaptation to changes in social
conditions, establishing contacts and interactions in a group of peers and with teachers and, as
a result, on the success of schooling. In this regard, the problem of purposeful development of
social intelligence at primary school age becomes urgent.
Каменская В.Г., Хохлова Л.А.. АССОЦИАТИВНОЕ СОЗНАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РУССКИХ И ИНДИЙСКИХ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ)
Статья представляет собой анализ данных ассоциативного эксперимента,
направленного на изучение влияния профессиональной культуры на языковое сознание
студентов-медиков. Являясь наиболее разработанной техникой психолигвистического анализа
семантики, ассоциативный эксперимент раскрывает объективно существующие в психике носителя языка
семантические связи слов и языковые стереотипы, отражающие «специфические черты менталитета».
Исследуемую выборку составили русские (n = 50) и индийские (n = 50) студенты Северного
государственного медицинского университета в возрасте от 17 до 20 лет, обучающиеся по
специальности «Лечебное дело». Материалом для исследования послужили результаты письменного
анкетирования с семью словами-стимулами (врач, клятва Гиппократа, медицина, больница, пациент,
профессия, белый халат). Стимульный список был подготовлен на русском и английском языках.
Анкетирование проводилось на языке испытуемых. В качестве ответов допускались языковые единицы
различных частей речи и словосочетания. Анализ профессионально детерминированной специфики
сознания русских и индийских студентов свидетельствует о превалирующей положительной
направленности этнических стереотипов у всех респондентов. Выявлены как универсальные, так и
национально определяемые составляющие, свидетельствующие о национально-культурной
маркированности языкового знака и особенностях этноязыкового сознания. Ассоциативное поведение
как русских, так и индийских студентов проявлялось в двух направлениях: с одной стороны,
наблюдались эмоционально-оценночные реакции и наличие дескриптивных ассоциаций, с другой
стороны, прослеживались реакции, относящиеся к профессиональному складу мышления. Обращают на
себя внимание слова-реакции, связанные с общественными реалиями, характерными для российского и
индийского общества. Общее количество даваемых ассоциаций у русских студентов несколько больше.
В целом реакции респондентов свидетельствуют об их стремлении к реализации своего призвания и
поставленных целей. Полученные результаты можно рассматривать в качестве специфичного для каждой
культуры «ассоциативного профиля» образов сознания, интегрирующего умственные и чувственные
знания, которыми обладает конкретный этнос.
The paper presents data analysis of the association experiment aimed at
studying the influence of professional culture on the linguistic consciousness of medical
students. Being the most developed technique of psycholinguistic analysis of semantics, the
association experiment reveals objectively the semantic relations of words and language
stereotypes existing in a native speaker’s mind and reflecting the “mentality specific
features”. The study sample consisted of Russian (n = 50) and Indian (n = 50) students of the
Northern State Medical University, aged 17 to 20 years, studying General medicine. Study
material included the results of a written questionnaire with seven stimulus words (doctor,
Hippocratic Oath, medicine, hospital, patient, profession, lab coat). The stimulus list was
prepared in Russian and English. The survey was conducted in the language of study participants.
Linguistic units of different parts of speech and word combinations were allowed as answers. The
analysis of a professionally determined specificity of consciousness of Russian and Indian
students indicates the predominant positive orientation of ethnic stereotypes in all
respondents. Both universal and nationality-related components, indicating the national and
cultural markedness of the linguistic sign and peculiarities of ethno-linguistic consciousness
are revealed. The associative behavior of both Russian and Indian students manifested itself in
two directions: on the one hand, emotionally-evaluative reactions and descriptive associations
were observed; on the other hand, reactions related to the professional reasoning development
were traced. Word-reactions associated with social realities typical of Russian and Indian
society are noteworthy.The total number of associations given by Russian students is slightly
higher. In general, respondents’ reactions indicated their ambition to vocation realization and
goals achievement. The results obtained can be considered as a culture-specific “associative
profile” of images of consciousness, integrating mental and sensual knowledge possessed by a
particular ethnic group.
Аниськова Т.А.. ФУНКЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КУРСАНТОВ ЖЕНСКОГО ПОЛА В УСЛОВИЯХ АДАПТАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВОЕННОМ ВУЗЕ
Исследованы функции (образовательная, диагностическая, развивающая,
коррекционная, воспитательная, коммуникативная, информационная, стимулирующая, консультативная,
прогностическая) авторской технологии педагогического сопровождения курсантов женского пола в
процессе адаптации личности к изучению математических дисциплин в военном вузе и описаны
принципы ее применения. Представлены и охарактеризованы положения субъектоцентрированного
подхода при применении преподавателем технологии педагогического сопровождения
курсантов-девушек. Раскрыты некоторые аспекты применения тестовых методик, используемых в
процессе профессиональной адаптации личности к условиям обучения в военном вузе. Уделено
внимание профессионально-ориентированному контенту в использовании математических задач на
занятиях с целью повышения уровня мотивации курсантов-девушек к изучению математических
дисциплин; разработке базы математических заданий, задач, примеров, применяемых в условиях
цифрового обучения. Научная новизна статьи заключается в описании функций авторской технологии
педагогического сопровождения курсантов женского пола, в педагогической деятельности
преподавателя военного вуза, обеспечивающей успешную профессиональную адаптацию личности в
процессе изучения математических дисциплин. В результате обосновано активное применение
субъектоцентрированного подхода при использовании в аудиторной и внеаудиторной работе с
курсантами-девушками цифровых образовательных ресурсов. Статья представляет интерес для
преподавателей высших образовательных организаций, адъюнктов, аспирантов, соискателей.
The functions (educational, diagnostic, developing, corrective, pedagogic,
communicative, informative, stimulating, advisory, predictive) of the author’s technology of
pedagogical support of female cadets in the process of personality adaptation to the study of
mathematical subjects at military university are investigated and the principles of its
application are described. The provisions of the subject-centered approach during the teacher’s
application of the pedagogical support technology of female cadets are presented and
characterized. Attention is paid to professionally-oriented content in the use of mathematical
tasks in the classroom, in order to increase the level of motivation of female cadets to the
study of mathematical subjects; to the development of a mathematical exersises base, tasks,
examples used in the digital learning environment. Scientific novelty of the article is to
describe the functions of the author’s technology of pedagogical support of female cadets in the
pedagogical activities of a teacher of the military university, ensuring successful professional
adaptation of the individual to the study of mathematical subjects. As a result, an active use
of the subject-centered approach in the classroom and extracurricular work with female cadets of
digital educational resources are justified. The article is of interest to teachers of higher
educational organizations, adjuncts, graduate students, applicants.
Бородина Т.Ю.. ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОМУ НАРРАТИВУ НА МАТЕРИАЛЕ НОВОСТНЫХ СООБЩЕНИЙ НАУЧНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА
Целью изучения иностранного языка в техническом вузе является овладение
студентами необходимыми навыками и способами осуществления коммуникации в академическом
дискурсе, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов. Для достижения
данной цели в стратегии преподавания этой дисциплины произошел переход от традиционных переводов
текстов по специальности к примату устной речи. Пересмотр педагогических приоритетов привел к
необходимости обновления информационно-образовательных ресурсов и внедрения методов,
направленных на развитие коммуникативных навыков учащихся путем организации различных видов
речевой деятельности. В статье рассматривается метод создания иноязычных нарративов
научно-публицистического жанра с использованием последних научных новостей. Автор разрабатывает
пошаговый алгоритм, уделяя особое внимание выявлению общих и специфических элементов в структуре
новостных текстов. В статье представлен нарративный анализ профильного аутентичного новостного
текста, который включает структурирование первоисточника по следующим основным блокам:
аннотация, локализация, усложнение, оценка, развязка. Предварительное членение медийного текста
на элементы позволяет учащимся создать рамочную структуру и основу для продуцирования устного
выступления. Установлены лингводидактические возможности профессионально-ориентированного
новостного нарратива. Автор считает, что построение нарративов может способствовать развитию у
студентов способностей анализировать, синтезировать, оценивать и интерпретировать информацию.
Изучение иностранного языка с помощью новостных репортажей позволяет студентам-инженерам
совершенствовать свои творческие и коммуникативные навыки. Обучение иностранному языку с
привлечением медиаресурсов, освещающих выдающиеся достижения науки и техники, формирует
учебно-познавательную компетенцию и стимулирует исследовательскую деятельность студентов
инженерно-технического профиля.
The purpose of studying a foreign language at a technical university is to
provide students with the necessary skills and methods of communication in academic discourse,
ensuring the adequacy of social and professional contacts. To achieve this goal, the teaching
strategy of this discipline has shifted from traditional translations of texts in the specialty
to the primacy of oral speech. Revision of pedagogical priorities has led to the need in
updating information and educational resources and implementation of methods aimed at developing
students` communicative skills by organizing different types of speech activity. The article
discusses the method of creating foreign language narratives of a scientific and journalistic
genre by using the latest research news. The author develops a step-by-step algorithm with the
particular focus on identifying common and specific elements in the structure of news texts. The
article presents a narrative analysis of the field-specific authentic news text that includes
structuring the primary source of information into basic elements: those of an abstract,
localization, complication, evaluation, and denouement. The preliminary division of the media
text into elements allows students to create a framework structure and a basis for reporting
back on the actual news stories. The linguodidactic potential held by professionally-oriented
news narrative is established. The author believes that construction of narratives can
contribute to the development of students` abilities to analyze, synthesize, evaluate and
reflect on information. Learning a foreign language through news narratives allows engineering
students to improve their creative and communicative skills. Teaching a foreign language using
media sources, which highlight scientific and technological breakthroughs, forms educational and
cognitive competence of engineering and technical profile students and stimulates their research
activities.
Вершков А.С.. ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассмотрен военно-педагогический опыт как многогранный и целостный
феномен педагогической культуры преподавателя ведомственного вуза, проявляющийся в различных
видах его деятельности: военно-служебной, образовательной, научной, воспитательной,
управленческой. Раскрыто содержание военно-педагогического опыта, синтезирующего в себе
мировоззренческую, нравственную, профессиональную, интеллектуальную, эмоциональную, эстетическую
и физическую стороны. Теоретически обоснованы слагаемые военно-педагогического опыта: высокое
мастерство, гармоничное сочетание учебно-воспитательной работы с научными поисками путей ее
совершенствования, система профессионально-педагогических качеств. Выделены и описаны два
аспекта, необходимые в процессе приобретения преподавателем военно-педагогического опыта:
личностный (педагогическая направленность, профессиональная эрудиция, гармония интеллектуальных
и нравственных качеств, оптимизм, персональная ответственность, требовательность к себе) и
практический (опора на научные данные и передовой опыт, устремленность к самосовершенствованию,
анализ различных видов деятельности в условиях цифровой трансформации образования). Научная
новизна статьи заключается в описании сущности и содержания военно-педагогического опыта
преподавателя ведомственного вуза, осуществляющего свою деятельность в условиях цифровой
трансформации образования. Сделан вывод о том, что военно-педагогический опыт в современных
условиях цифрового образования обеспечивает эффективность образовательного процесса
ведомственного вуза, повышает роль человеческого фактора в решении профессиональных задач, в
принятии управленческих решений. Статья представляет интерес для научно-педагогического состава
высших образовательных организаций, адъюнктов и аспирантов, соискателей, всех тех, кто
интересуется проблемами методологии и технологии профессионального образования.
The article considers the military-pedagogical experience as a multifaceted and
integral phenomenon of pedagogical culture of a teacher of a departmental university which is
manifested in various types of thier activities: military service, educational, scientific,
educational, managerial. The content of the military-pedagogical experience, which synthesizes
the worldview, moral, professional, intellectual, emotional, aesthetic and physical sides is
revealed. The components of military-pedagogical experience (high skill, harmonious combination
of teaching and educational work with the scientific search for ways to improve it, the system
of professional and pedagogical qualities) are substantiated theoretically. Two aspects
necessary in the process of teacher acquisition of military pedagogical experience are
highlighted and described: personal (pedagogical orientation, professional erudition, harmony of
intellectual and moral qualities, optimism, personal responsibility, self-demand) and practical
(reliance on scientific data and best practices, aspiration to self-improvement, analysis of
various types of activities in the context of digital transformation of education). The
scientific novelty of the article consists in describing the essence and content of the
military-pedagogical experience of a teacher of a departmental university, which operates in the
context of digital transformation of education. It was concluded that military-pedagogical
experience, in modern conditions of digital education, ensures the effectiveness of the
educational process of a departmental university, increases the role of the human factor in
solving professional problems, in making management decisions. The article is of interest to the
scientific and pedagogical staff of higher educational organizations, adjuncts and graduate
students, scientific degree seekers, all those who are interested in the problems of methodology
and technology of professional education.
Еремина Н.А.. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОУЧИНГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ БАКАЛАВРОВ ДИЗАЙНА
Качество компетентностной деятельности дизайнера одежды в условиях объективно
меняющихся требований к развитию промышленности включает навык экстраполирования личного
концептуального опыта специалиста на процесс поиска новых моделей промышленных изделий. Подобная
проектная активность подвигает образовательные структуры к инициированию педагогических
экспериментов по отбору эффективных методологических приемов из разных сфер практики,
подстраиваемых под возможности образовательного процесса. В статье актуализируется проблема
поиска новых методов формирования компетенций современного дизайнера. Рассмотрены
основополагающие принципы коучинга как метода формирования и освоения профессиональных знаний и
умений; проведена параллель между дидактикой коуч-метода и подходами к транслированию навыков
социально-производственной практики, которые сложились в процессе исторического развития системы
дизайн-образования. Автор определяет технологию коучинга как оптимальную для развития
современных профессиональных квалификаций, сопровождающих деятельность в дизайн-проектировании.
Раскрывает специфику применения технологии в профессиональной подготовке дизайнеров одежды в
аспекте содержательной структуры учебной деятельности студентов. Особое внимание уделяется
методологии построения учебных занятий и возможности получения выверенных базовых формулировок
видовых обучающих задач по дизайн-проектированию, апеллирующих к индивидуальным способностям
будущих специалистов и ориентирующихся на опыт наставничества, сложившийся в профессиональной
среде дизайна. Проверка эффективности коуч-метода в дидактике профессионального обучения
дизайнеров проводилась в ходе педагогического эксперимента с использованием элементов
лонгитюдного исследования. Вывод о достаточной эффективности методики коучинга в
дизайн-образовании сделан на основе признаков положительной динамики приращения и углубления
компетентностных навыков, продемонстрированных обучающимися специальности «Дизайн» в ходе
промежуточного и итогового контроля полученных знаний.
The quality of the competence activity of a clothing designer in the context of
objectively changing requirements to the development of the industry includes the skill of
extrapolating the personal conceptual experience of a specialist to the process of searching for
new models of industrial products. Such project activity encourages educational structures to
initiate pedagogical experiments on the selection of effective methodological techniques from
different areas of practice, adjusted to the possibilities of the educational process. The
article actualizes the problem of finding new methods for the formation of competencies of a
modern designer. The article considers the fundamental principles of coaching as a method of the
formation and development of professional knowledge and skills; a parallel was drawn between the
didactics of the coaching method and approaches to the transmission of social and industrial
practice skills that have developed in the process of the historical development of the design
education system. The author defines the technology of coaching as optimal for the development
of modern professional qualifications that accompany the activities in the field of design. It
reveals the specifics of the application of technology in the professional training of fashion
designers in terms of the content structure of students’ educational activities. Particular
attention is paid to the methodology for constructing training sessions and the possibility of
obtaining verified basic formulations of specific training tasks in design engineering,
appealing to the individual abilities of future specialists and focusing on the experience of
mentoring that has developed in the professional design environment. The effectiveness of the
coaching method in the didactics of the professional training of designers was tested in the
course of a pedagogical experiment using elements of a longitudinal study. The conclusion about
the sufficient effectiveness of the coaching methodology in design education was made on the
basis of signs of positive dynamics in the increment and deepening of competency-based skills
demonstrated by students of the specialty “Design” during the intermediate and final control of
the acquired knowledge.
Карташова В.Н., Инютина А.А.. СОВРЕМЕННЫЕ LMS-СИСТЕМЫ КАК КОМПОНЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ ГИБРИДНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В данной статье представлен анализ смешанного и гибридного обучения, а также
существующих LMS-систем, описаны возможности их интеграции в организацию образовательного
процесса в высших учебных заведениях на примере дисциплины «Иностранный язык» (непрофильное
направление подготовки). Гибридная модель, по мнению авторов, позволяет создать бесшовную
цифровую образовательную среду, создающую большие возможности для предоставления информации, чем
онлайн или оффлайн. Потенциал гибридного формата обучения представлен для преподавателей
возможностью применения онлайн-инструментов в оффлайн-аудитории; для обучающихся - получением
высшего образования независимо от реального физического местоположения; для вузов - привлечением
большого количества студентов из разных регионов. При разработке гибридной программы обучения
преподавателю требуется обратить особое внимание на планирование занятий и приложить большее
количество усилий для создания уникальной гибридной образовательной среды. Авторы полагают, что
одним из значимых инструментов внедрения гибридного формата выступает LMS-система (learning
management system) - специальный сервис, позволяющий создавать онлайн-курсы, управлять процессом
обучения и предоставлять студентам доступ к лекциям и тестам. С целью выявления потенциала
существующих LMS-систем авторами были осуществлены систематизация и обобщение имеющихся
российских образовательных платформ (Webinar, GetCourse, Антитреннинги и ВЗнания). В данной
статье перечислены основные технические характеристики анализируемых платформ и проведен их
сравнительный анализ. В результате исследования сформулированы основные требования к
функциональным возможностям LMS-систем, необходимые для успешной организации образовательного
процесса, а именно возможность записи вебинаров, наличие элементов геймификации, простота в
управлении и использовании, функции email и/или SMS-рассылки напоминаний о запланированных
занятиях участникам курса, функции автоматической и ручной проверки домашнего задания с
комментариями преподавателя.
This article presents an analysis of blended and hybrid learning, as well as
existing LMS-systems, and the possibility of their integration into the organization of the
educational process in higher educational institutions on the example of the discipline “Foreign
language” (non-core training). The hybrid model, according to the authors, allows you to create
a seamless digital educational environment that provides greater opportunities for providing
information than online or offline one. The potential of the hybrid learning format is
presented: for teachers - by the possibility of using online tools in an offline audience; for
students - higher education regardless of the actual physical location; for universities - by
attracting a large number of students from different regions. While developing a hybrid learning
program, the teacher needs to pay special attention to lesson planning and put more effort into
creating a unique hybrid educational environment. The authors believe that one of the most
important tools for implementing the hybrid format is the LMS-system (learning management
system) - a special service that allows you to create online courses, manage the learning
process and provide students with access to lectures and tests. In order to identify the
potential of existing LMS systems, the authors systematized and generalized the existing Russian
educational platforms (Webinar, GetCourse, Antitrainings and Knowledge). This article lists the
main technical characteristics of the analyzed platforms and carried out their comparative
analysis. As a result of the study, the main requirements for the functionality of LMS systems
required for the successful organization of the educational process are formulated, namely, the
ability to record webinars, the presence of gamification elements, ease of management and use,
the functions of email and/or SMS-sending reminders of planned classes to participants, the
function of automatic and manual checking of homework with teacher’s comments.
Романов В.В., Чивилева И.В., Князькова О.И.. ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ, МЕТОДИК И ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ АГРАРНЫХ ВУЗОВ)
В данной статье рассматриваются особенности практико-ориентированного обучения
иностранному языку в аграрном вузе и наиболее оптимальные способы внедрения цифровых технологий
в образовательный процесс с целью его совершенствования. Авторами подробно исследованы некоторые
аспекты, осложняющие процесс преподавания дисциплины и потому требующие особого внимания:
количество времени, отведенное на аудиторные занятия по иностранному языку согласно учебным
планам, низкая мотивация к изучению со стороны студентов, а также разный уровень их иноязычной
подготовки на момент начала обучения в вузе. Кроме того, была подчеркнута необходимость
пересмотра и переработки содержания курса по иностранному языку не только с точки зрения
актуальности и научности материала, но и с целью обновления используемых форм и методов обучения
в рамках всеобщей цифровизации аграрного образования. В ходе занятий по дисциплине
преподавателями и студентами были опробированы различные программы для составления и
демонстрации презентаций, диагностирующих тестов, интеллект-карт и кроссвордов, также были
изучены основные принципы работы в мессенджерах и облачных платформах (Discord, Webinar, Zoom).
Пристальное внимание уделялось способам повышения мотивации студентов к учебе в аграрном вузе в
целом и к изучению иностранных языков в контексте выбранной специальности в частности; а также
развитию их профессионально-личностных качеств: инициативности, ответственности, навыка
командной работы и творческого мышления.
This article discusses the features of practice-oriented teaching of a foreign
language in an agrarian university and the most optimal ways of introducing digital technologies
into the educational process in order to improve it. The authors have studied in detail some
aspects that complicate the process of teaching the discipline and therefore require special
attention: the amount of time allocated to classroom classes in a foreign language according to
the curriculum, low motivation for study on the part of students, as well as a different level
of their foreign language training at the time of the beginning of studies at university. In
addition, the need to revise the content of the foreign language course was emphasized, not only
in terms of relevance and scientific nature of the material, but also in order to update the
forms and methods of teaching used within the framework of universal digitalization of
agricultural education. During the course of the discipline, teachers and students tested
various programs for making and demonstrating presentations, diagnostic tests, intelligence maps
and crosswords, and also studied the basic principles of working in messengers and cloud
platforms (Discord, Webinar, Zoom). Close attention was paid to the ways to increase students’
motivation to study at an agricultural university in general and to study foreign languages in
the context of their chosen specialty in particular; as well as to develop their professional
and personal qualities: initiative, responsibility, teamwork skills and creative thinking.
Карякин Р.Е., Мезинов В.Н.. ВЛИЯНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ НА ДОСТИЖЕНИЕ СПОРТИВНЫХ УСПЕХОВ
Характерной чертой подростков является их стремление к достижению высоких
спортивных результатов. Они, как правило, устанавливают для себя высокие цели. Важнейшее
свойство «спортивного характера» определяют волевые качества. Процесс формирования волевых
качеств личности очень сложен и протекает на протяжении эволюционных этапов, но его закрепление
является основной целью, которую необходимо достичь. Концепция качества личности в спорте
отражает результат процесса достижения цели спортсменом, в котором принципы, ценности и
социальные нормы побуждают его действовать последовательно. Воля к победе может быть определена
как путь к достижению личного мастерства и успеха в спорте. Цель исследования - определить и
систематизировать преобладающие волевые качества личности подростков и выявить их влияние на
достижение спортивных успехов. База исследования: Международная гимназия «Сколково» г. Москва.
Выборка: 124 обучающихся от 12 до 14 лет. Эмпирические методы исследования: изучение и обобщение
педагогического опыта по проблеме исследования, анкетирование, интервьюирование. Исследование
показало значительную положительную связь между волевыми качествами, мотивацией и достижением
спортивных успехов. Нами были выделены следующие черты характера, позволяющие подросткам
добиваться высоких спортивных достижений: амбициозность, стойкость, стрессоустойчивость,
мужественность, дисциплинированность, преданность делу, добросовестность, настойчивость,
целеустремленность, ответственность. Воспитание и развитие волевых качеств юных спортсменов
базируется на общих правилах: необходимо готовить юных спортсменов к спортивному совершенству,
обеспечивая оптимальные, стабильные результаты, улучшая как физическое состояние, так и
технические, перцептивные и эмоциональные аспекты тренировки; ставить конкретные и измеримые
цели индивидуально для каждого спортсмена; должна быть обратная связь о выполнении целей;
сочетание теоретической и практической подготовки является весьма эффективным методом обучения
двигательным или перцептивным навыкам в спорте в изменяющихся условиях; необходимо постоянно
добиваться результатов на тренировках и оценивать их. Анализ результатов проведенного
исследования помогает прояснить взаимосвязь между чертами личности, участием в спорте и
спортивными успехами. Успех или неудача спортсменов зависит от сочетания многих факторов:
физических, тактических, технических и психологических. Поэтому существует необходимость
целостного подхода к развитию спортсменов-подростков. Для этого необходимо создание оптимальных
условий за счет сочетания спорта и образования.
A characteristic feature of teenagers is their desire to achieve high sports
results. They tend to set high goals for themselves. The most important quality of the “sporting
character” is determined by strong-willed qualities. The process of forming strong-willed
personality traits is very complex and proceeds throughout the evolutionary stages, but its
strengthening is the main goal that needs to be achieved. The concept of personality quality in
sports reflects the result of the athlete’s goal achievement process, in which principles,
values and social norms encourage them to act consistently. The will to win can be defined as a
path to achieving personal mastery and success in sport. The purpose of the study is to identify
and systematize the prevailing strong-willed qualities of the personality of adolescents and to
identify their influence on achieving sports success. The research base is International
Gymnasium “Skolkovo”, Moscow. The sample is 124 students from 12 to 14. The empirical research
methods are the study and generalization of pedagogical experience on the problem of the
research, questionnaires, interviewing. The study showed a significant positive relationship
between strong-willed qualities, motivation and achievement of sports success. We have
identified the following character traits that allow teenagers to get high sporting
achievements: ambition, resilience, stress resistance, masculinity, discipline, dedication,
conscientiousness, perseverance, purposefulness, responsibility. The upbringing and development
of strong-willed qualities of young athletes is based on general rules: it is necessary to
prepare young athletes for athletic excellence, providing optimal, stable results, improving
both physical conditions and technical, perceptual and emotional aspects of training; to set
specific and measurable goals individually for each athlete; there should be feedback on the
fulfillment of goals; a combination of theoretical and practical training is a very effective
method of teaching motor or perceptual skills in sport in changing conditions; it is necessary
to constantly achieve results in training and evaluate them. The analysis of the results of the
study helps to clarify the relationship between personality traits, involvement in sport and
sports success. The success or failure of athletes depends on a combination of many factors:
physical, tactical, technical and psychological. Therefore, there is a need for a holistic
approach to the development of adolescent athletes. To do this, it is necessary to create
optimal conditions for holistic development through a combination of sports and education.
Турко У.И.. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ: ОБОБЩЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРАКТИК
Статья посвящена актуальной теме использования игровых технологий на уроках
русского языка как иностранного. На материале анализа статей Научной электронной библиотеки
eLibrary.Ru выявлены типы игр, применяемые преподавателями на современном этапе обучения РКИ.
Педагоги отмечают целесообразность обращения на занятиях к игровым заданиям, которые обладают
мотивационным потенциалом, помогают создать на уроке комфортные условия изучения нового языка.
Благодаря игровым моментам, соревновательности внимание студентов переключается с выполнения
учебной задачи на достижение игрового результата. Отмечается, что обучение новому языку должно
проходить в условиях, соответствующих реальной коммуникации. Среди различных типов игр в
практике преподавания русского языка как иностранного педагоги выделяют онлайн-игры,
грамматические, фонетические, лексические, настольные и ролевые игры, отдавая наибольшее
предпочтение двум последним. Использование игр направлено на формирование коммуникативной,
лингвистической, социокультурной и профессиональной компетенций. В качестве учебных материалов
применяются аутентичные источники (видеофрагменты, песни), показывающие модели коммуникативного
поведения, которые можно реализовать в ролевых играх. Для формирования социокультурной
компетенции привлекаются тексты с региональным компонентом. Использование различных видов игр
под руководством учителя помогает диагностировать пробелы в знаниях за счет выявления ошибок и
усовершенствовать владение русским языком как иностранным в ходе их исправления. Педагоги
включают в учебный процесс настольные игры, но отмечают, что их проведение сопряжено с рядом
трудностей, среди которых называются ограниченное количество игрового материала, сложность
адаптации под необходимый уровень владения РКИ. Для облегчения освоения языка разрабатываются
онлайн-игры, которые пользуются популярностью у молодежи.
The article is devoted to an urgent topic of using gaming technologies during
lessons of Russian as a foreign language. On the material of the analysis of articles of the
Scientific Electronic Library eLibrary.Ru, the types of games used by teachers at the present
stage of teaching Russian as a foreign language are revealed. Teachers note the expediency of
turning to gaming tasks in the classroom, which have a motivational potential and help create
comfortable conditions for learning a new language in the classroom. Thanks to the gaming
moments, competitiveness, the attention of students switches from completing the learning task
to achieving the game result. It is noted that learning a new language should take place in
conditions corresponding to real communication. Among the various types of games in the practice
of teaching Russian as a foreign language, teachers single out online games, grammar, phonetic,
lexical, board and role-playing games, giving the greatest preference to the last two. The use
of games is aimed at the formation of communicative, linguistic, sociocultural and professional
competencies. Authentic sources (video clips, songs) are used as educational materials, showing
models of communicative behavior that can be implemented in role-playing games. For the
formation of socio-cultural competence, texts with a regional component are involved. The use of
various types of games under the guidance of a teacher helps to diagnose gaps in knowledge by
identifying errors and improve knowledge of Russian as a foreign language by correcting them.
Teachers include board games in the educational process, but note that their implementation is
associated with a number of difficulties, among which are the limited amount of game material,
the difficulty of adapting to the required level of Russian as a foreign language. To facilitate
language acquisition, online games are being developed that are popular with young people.