Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (61) (2023)
УДК 159.9.07
DOI 10.24888/2073-8439-2023-61-1-6-15
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНИК В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
В представленной работе описывается опыт применения современных техник арт-терапии с целью формирования эмоциональной устойчивости в рамках психологического сопровождения курсантов первого года обучения в образовательных организациях уголовно-исполнительной системы (далее УИС). В статье рассматривается понятие эмоциональной устойчивости как предмета научного исследования, изучены психологические особенности ее формирования в юношеском возрасте, дано описание специфики образовательной среды вузов Федеральной службы исполнения наказаний России (далее ФСИН), определены и описаны методики применения современных арт-терапевтических техник в целях формирования и повышения эмоциональной устойчивости как базовой характеристики личности и профессионально важного качества курсантов. Выделены значимые преимущества применения арт-терапевтических техник в сравнении с другими психокоррекционными методами. Опираясь на обширный теоретический и практический опыт использования арт-терапии в России и за рубежом, мы рассмотрели возможности применения современных арт-терапевтических техник в работе психолога образовательных организаций УИС. В работе дано описание техник медитативного рисования (фрактальный рисунок, зентангл), упражнений, сочетающих изобразительное творчество и музыкотерапию («Рисунок музыки»), представлен опыт применения метафорических ассоциативных карт. Основной целью применения данных техник является формирование стремления к самопознанию и самовыражению, а также умения работать с собственными чувствами, эмоциями и настроениями. Достоверность и надежность эмпирического исследования подтверждаются теоретической и методологической обоснованностью исходных положений с применением комплекса взаимодополняющих, неоднократно апробированных в психологии психодиагностических методик. По нашим наблюдениям, в результате применения арт-терапевтических техник в работе психолога образовательных организаций УИС системы удалось оптимизировать социально-психологические условия образовательной деятельности. В этой связи проведенное исследование дает возможность использования полученного опыта в психодиагностической, психопрофилактической, консультационной и психокоррекционной работе психологических служб образовательных учреждений ФСИН России.
Ключевые слова
эмоциональная устойчивость; психологическая коррекция; курсанты ведомственных вузов уголовно-исполнительной системы; образовательная среда; юношеский возраст; уголовно-исполнительная система; арт-терапия; изо-терапия; музыкотерапия; метафорические ассоциати
THE USE OF MODERN ART-THERAPEUTIC TECHNIQUES IN THE FORMATION OF EMOTIONAL STABILITY OF FIRST-YEAR CADETS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE PENAL SYSTEM
The presented work describes the experience of using modern art therapy techniques in order to form emotional stability within the framework of psychological support for first-year cadets in educational organizations of the penal system (hereinafter referred to as the PS). The article examines the concept of emotional stability as a subject of scientific research, examines the psychological features of its formation in adolescence, describes the specifics of the educational environment of universities of the Federal Penitentiary Service of Russia (hereinafter FPS), defines and describes methods of using modern art-therapeutic techniques in order to form and increase emotional stability as a basic characteristic of a person and professionally important qualities of cadets. Significant advantages of the use of art-therapeutic techniques in comparison with other psychocorrective methods are highlighted. Based on extensive theoretical and practical experience in the use of art therapy in Russia and abroad, the possibilities of using modern art therapy techniques in the work of a psychologist of educational organizations of PS are considered. The paper describes the techniques of meditative drawing (fractal drawing, zentangle), exercises combining visual creativity and music therapy ("Drawing music"), as well as the experience of using metaphorical associative maps. The main purpose of using these techniques is to form the desire for self-knowledge and self-expression, as well as the ability to work with their own feelings, emotions and moods. The accuracy and reliability of empirical research are confirmed by the theoretical and methodological validity of the initial provisions using a set of complementary, repeatedly tested in psychology psychodiagnostic techniques. According to our observations, as a result of the use of art-therapeutic techniques in the work of a psychologist of educational organizations of the PS system, it was possible to optimize the socio-psychological conditions of educational activity. In this regard, the conducted research makes it possible to use the experience gained in psychodiagnostic, psychopreventive, and consulting and psychocorrective work of psychological services of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia.
Key words:
emotional stability; cadets of departmental universities of the penal system; educational environment; adolescence; penal system; art therapy; isotherapy; music therapy; metaphorical associative maps
Список литературы
-
Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения: автореф. дис. … докт. псих. наук. М., 1989. 43 с
-
Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. 4-е изд., расширенное. СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2009. 811 с
-
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 752 с
-
Крахула Б. Зентангл. Рисование для релаксации, вдохновения и удовольствия. СПб.: Питер, 2014. 128 с
-
Пурнис Н.Е. Арт-терапия в психологическом сопровождении персонала. СПб.: Речь, 2008. 169 с
-
Рогачева Т.В., Залевский Г.В., Левицкая Т.Е. Психология экстремальных ситуаций и состояний. Томск: Издательский Дом ТГУ, 2015. 276 с