Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (61) (2023)
УДК 159.99
DOI 10.24888/2073-8439-2023-61-1-16-23
ПСИХОЛОГИЯ В ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И СОСТОЯНИЕ ПРАКТИКИ
В статье рассматривается значение психологии в подготовке будущих специалистов в области юриспруденции. Проанализировано содержание дисциплины «Юридическая психология» с позиции теоретического и практического знания, рассмотрены основные подходы к исследованию проблем профессионального становления личности, заявленные в психологии высшего образования. Статья посвящена актуальной теме - роли психологии в подготовке будущего специалиста в условиях трансформирующегося общества. Отмечается, что важность изучения курса «Юридическая психология» в вузах обусловлена прежде всего тем, что психологическая наука вносит большой вклад в решение многопрофильных задач укрепления правовой системы и реализации усилий государства в борьбе с правонарушениями, преступлениями. Как известно, правоохранительная деятельность большинства юридических профессий протекает в области общественных отношений и предполагает высокую эмоциональную напряженность, самоорганизацию и развитие навыков коммуникативной деятельности. Формирование психологических знаний у юристов - важнейшая задача подготовки специалиста. Будучи пограничной между психологией и юриспруденцией наукой, юридическая психология призвана обеспечить понимание будущим специалистом психологических особенностей такого социокультурного феномена, как право, социально-психологической сущности правового регулирования, психологических особенностей поведения человека в области отношений, регулируемых правом. Отмечено, что психологическое знание будет способствовать развитию психологической компетентности студентов по вопросам, наиболее значимым в будущей профессиональной деятельности. Авторами предпринята попытка исследовать механизмы организации обучения студентов юридических вузов психологии. Обучение рассматривается как комплексная система, затрагивающая все ключевые аспекты образовательного процесса вуза. Изложены цели обучения, представлена методологическая основа планирования и организации психологического образования студентов юридических вузов под руководством преподавателя. Раскрыты принципы обучения в контексте организации учебного процесса, при реализации которых образовательный контекст психологических дисциплин наполняется практико-ориентированным профессиональным содержанием. Это достигается, по мнению авторов статьи, путем обновления содержания психологической подготовки будущих специалистов в области юриспруденции.
Ключевые слова
юридическое образование; психология; психологическая компетентность; профессиональное становление личности; учебный план
PSYCHOLOGY IN LEGAL EDUCATION: MODERN CHALLENGES AND THE STATE OF PRACTICE
The article discusses the importance of psychology in the training of future specialists in the field of jurisprudence. The content of the discipline “Legal Psychology” is analyzed from the standpoint of theoretical and practical knowledge, the main approaches to the study of the problems of professional formation of personality, stated in the psychology of higher education, are considered. The article is devoted to an urgent topic - the role of psychology in the training of a future specialist in a transforming society. It is noted that the importance of studying the course “Legal Psychology” at universities is primarily due to the fact that psychological science makes a great contribution to solving the multi-profile tasks of strengthening the legal system and implementing the efforts of the state in the fight against offenses, crimes. As is known, the law enforcement activity of most legal professions takes place in the field of public relations and presupposes high emotional tension, self-organization and the development of skills in communication activities. The formation of psychological knowledge among lawyers is the most important task of training a specialist. Being a borderline science between psychology and jurisprudence, legal psychology is designed to provide a future specialist with an understanding of the psychological features of such a socio-cultural phenomenon as law, the socio-psychological essence of legal regulation, psychological features of human behavior in the field of relations regulated by law. It is noted that psychological knowledge will contribute to the development of psychological competence of students on issues most significant in their future professional activities. The author has made an attempt to investigate the mechanisms of organizing the training of students of law schools in psychology. Training is considered as a complex system that affects all key aspects of the educational process of the university. The objectives of the training are outlined, the methodological basis for planning and organizing psychological education of law students under the guidance of a teacher is presented. The principles of teaching in the context of the organization of the educational process are revealed, during the implementation of which the educational context of psychological disciplines is filled with practice-oriented professional content. This is achieved, according to the author of the article, by updating the content of psychological training of future specialists in the field of jurisprudence.
Key words:
legal education; psychology; psychological competence; professional development of personality; curriculum
Список литературы
-
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 204 с
-
Демин Б.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды // Мониторинг образовательного процесса. 2000. № 4. С. 35-37
-
Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: учебное пособие. СПб.: Питер, 2003. 252 с
-
Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М.: Чистые пруды, 2007. 32 с
-
Мальцева Т.В. К проблеме преподавания юридической психологии как учебной дисциплины юридического вуза // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 9. С. 47-49
-
Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. 308 с
-
Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002. 160 с. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: ПСГТУ, 2013
-
Столяренко А.М. Юридическая психология как учебная дисциплина // Энциклопедия юридической психологии. Под общ. ред. А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. С. 42
-
Фёдорова Е.Е. Адаптация студентов ВУЗов к учебно-профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2007. 26 с
-
Черненилов В.И. Цивилизационная миссия юридической психологии // Прикладная юридическая психология. 2011, №1. С. 19-26