Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (61) (2023)
УДК 159.99
DOI 10.24888/2073-8439-2023-61-1-24-32
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья посвящена изучению проблемы социального интеллекта в младшем школьном возрасте. Актуальность исследования связана с тем, что именно в данном возрасте социальный интеллект ребенка начинает достаточно активно развиваться, что связано с началом школьного обучения. Однако это развитие может протекать неравномерно, и имеет свои трудности. Развитый социальный интеллект способствует успешному обучению ребенка в школе, поскольку он является фундаментом для эффективного налаживания межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками и успешной адаптации в новых социальных условиях. С целью изучения особенностей социального интеллекта младших школьников был использован комплекс диагностических методик: «Тест эмпатийного потенциала личности» (И.М. Юсупов), «Оценка самоконтроля в общении» (М. Снайдер), «Методика исследования социального интеллекта» (Дж. Гилфорд, М. Салливен) и наблюдение за детьми. Результаты исследования показали, что только 18 % младших школьников имеют высокий уровень эмпатийности. Всего лишь 7 % выборки показали высокий уровень коммуникативного контроля. 24 % детей продемонстрировали уровень социального интеллекта выше среднего. Таким образом, исследование позволило сделать вывод, что у детей младшего школьного возраста доминирует средний и низкий уровни развития социального интеллекта. Данные показатели могут негативно отражаться на формировании таких компонентов социального развития ребенка, как адаптация к изменениям социальных условий, налаживание контактов и взаимодействий в группе сверстников и с педагогами и, как следствие, - на успешности обучения в школе. В связи с этим актуальной становится проблема целенаправленного развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте.
Ключевые слова
социальный интеллект; социальное развитие; младшие школьники; личность ребенка
FEATURES OF SOCIAL INTELLIGENCE IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN
The article is devoted to the study of the problem of social intelligence at primary school age. The relevance of the study is due to the fact that it is at this age that the child’s social intelligence is actively developing, which is associated with the beginning of school education. However, this development can proceed unevenly and has its own difficulties. Developed social intelligence contributes to the successful child’s learning at school, as it is the foundation for the effective interpersonal interaction with adults and peers and successful adaptation to new social conditions. In order to study the features of the social intelligence of younger schoolchildren, a set of diagnostic techniques was used: “The test of the empathic potential of personality” (I. M. Yusupov), “Assessment of self-control in communication” (M. Snyder), “Methods of social intelligence research” (J. Guilford, M. Sullivan) and observation of children. The results of the study showed that only 18 % of primary school students have a high level of empathy. Only 7 % of the sample showed a high level of communicative control. 24 % of children demonstrated a level of social intelligence above average. Thus, the study showed that children of primary school age are dominated by medium and low levels of social intelligence development. Such indicators can negatively affect the formation of such components of a child’s social development as adaptation to changes in social conditions, establishing contacts and interactions in a group of peers and with teachers and, as a result, on the success of schooling. In this regard, the problem of purposeful development of social intelligence at primary school age becomes urgent.
Key words:
social intelligence; social development; primary school students; child’s personality
Список литературы
-
Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 111-131
-
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2009. 362 с
-
Анурин В.Ф. Интеллект и социум. Введение в социологию интеллекта. Н. Новгород: Изд-во НГУ, 1997. 201 с
-
Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности // Социальная психология личности / отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1979. С. 35-63
-
Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. М.: Педагогика, 1983. 271 с
-
Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. С. 433-456
-
Елкина Е.А. Формирование социального мышления личности как задача современного образования // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. 1. Педагогические науки. 2005. № 11. С. 14-23
-
Корчагина Н.В. Проблема соотношения академического и социального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии // Прикладная психология и психоанализ. 2006. № 4. С. 3-6
-
Кошеварова О. А. Формирование социального интеллекта младших школьников в рамках деятельности социального педагога // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 35-1. С. 61-64
-
Кудинова И.Б., Вотчин И.С. Социальный интеллект как предмет исследования // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 4. С. 132-142
-
Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта: Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливана: руководство по использованию. СПб.: Иматон, 1996. 56 с
-
Михайлова Е.С. Социальный интеллект: концепции, модели, диагностика. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. 266 с
-
Прохоров С.В. Феномен социального интеллекта в психологических исследованиях // Science Time. 2017. № 6 (42). С. 38-45
-
Савенков А.И. Структура социального интеллекта // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 2. С. 7-15. https://doi.org/10.17759/jmfp.2018070201
-
Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям: сборник научных трудов / ред. Д. В. Ушаков, Д. В. Люсин. М.: Институт психологии РАН, 2009. 352 с
-
Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования; под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 11-29
-
Хлебодарова О.Б. Научные подходы к изучению социального интеллекта в психологии // Молодой ученый. 2011. № 11 (34). Т. 2. С. 139-140. URL: https://moluch.ru/archive/34/3856/ (дата обращения: 24.01.2023)
-
Якутина О.И. Социальный интеллект: анализ ресурсов социального успеха // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 3. С. 251-261
-
Allport G.W. Pattern and growth in personality. New York: Holt Rinehart and Winston, 1961
-
Cantor N.. Kihlstrom J.F. Personality and social intelligence. Englewood Cliffs: Prentice Hall, Inc., 1987
-
Kihlstrom J.F., Cantor N. Social intelligence // Handbook of intelligence. Ed. by R.J. Sternberg. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. Pp. 359-379
-
Marlowe H.A. Social intelligence: Evidence for multidimensionality and construct independence // Journal of Educational Psychology. 1986. Vol. 78 (1). Pp. 52-58. https://doi.org/10.1037/0022-0663.78.1.52