Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (61) (2023)
УДК 159.9.07
DOI 10.24888/2073-8439-2023-61-1-33-43
АССОЦИАТИВНОЕ СОЗНАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РУССКИХ И ИНДИЙСКИХ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ)
Статья представляет собой анализ данных ассоциативного эксперимента, направленного на изучение влияния профессиональной культуры на языковое сознание студентов-медиков. Являясь наиболее разработанной техникой психолигвистического анализа семантики, ассоциативный эксперимент раскрывает объективно существующие в психике носителя языка семантические связи слов и языковые стереотипы, отражающие «специфические черты менталитета». Исследуемую выборку составили русские (n = 50) и индийские (n = 50) студенты Северного государственного медицинского университета в возрасте от 17 до 20 лет, обучающиеся по специальности «Лечебное дело». Материалом для исследования послужили результаты письменного анкетирования с семью словами-стимулами (врач, клятва Гиппократа, медицина, больница, пациент, профессия, белый халат). Стимульный список был подготовлен на русском и английском языках. Анкетирование проводилось на языке испытуемых. В качестве ответов допускались языковые единицы различных частей речи и словосочетания. Анализ профессионально детерминированной специфики сознания русских и индийских студентов свидетельствует о превалирующей положительной направленности этнических стереотипов у всех респондентов. Выявлены как универсальные, так и национально определяемые составляющие, свидетельствующие о национально-культурной маркированности языкового знака и особенностях этноязыкового сознания. Ассоциативное поведение как русских, так и индийских студентов проявлялось в двух направлениях: с одной стороны, наблюдались эмоционально-оценночные реакции и наличие дескриптивных ассоциаций, с другой стороны, прослеживались реакции, относящиеся к профессиональному складу мышления. Обращают на себя внимание слова-реакции, связанные с общественными реалиями, характерными для российского и индийского общества. Общее количество даваемых ассоциаций у русских студентов несколько больше. В целом реакции респондентов свидетельствуют об их стремлении к реализации своего призвания и поставленных целей. Полученные результаты можно рассматривать в качестве специфичного для каждой культуры «ассоциативного профиля» образов сознания, интегрирующего умственные и чувственные знания, которыми обладает конкретный этнос.
Ключевые слова
языковое сознание; ассоциативный эксперимент; русские и индийские студенты-медики
ASSOCIATIVE CONSCIOUSNESS IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL REALITY (ON THE EXAMPLE OF RUSSIAN AND INDIAN MEDICAL STUDENTS)
The paper presents data analysis of the association experiment aimed at studying the influence of professional culture on the linguistic consciousness of medical students. Being the most developed technique of psycholinguistic analysis of semantics, the association experiment reveals objectively the semantic relations of words and language stereotypes existing in a native speaker’s mind and reflecting the “mentality specific features”. The study sample consisted of Russian (n = 50) and Indian (n = 50) students of the Northern State Medical University, aged 17 to 20 years, studying General medicine. Study material included the results of a written questionnaire with seven stimulus words (doctor, Hippocratic Oath, medicine, hospital, patient, profession, lab coat). The stimulus list was prepared in Russian and English. The survey was conducted in the language of study participants. Linguistic units of different parts of speech and word combinations were allowed as answers. The analysis of a professionally determined specificity of consciousness of Russian and Indian students indicates the predominant positive orientation of ethnic stereotypes in all respondents. Both universal and nationality-related components, indicating the national and cultural markedness of the linguistic sign and peculiarities of ethno-linguistic consciousness are revealed. The associative behavior of both Russian and Indian students manifested itself in two directions: on the one hand, emotionally-evaluative reactions and descriptive associations were observed; on the other hand, reactions related to the professional reasoning development were traced. Word-reactions associated with social realities typical of Russian and Indian society are noteworthy.The total number of associations given by Russian students is slightly higher. In general, respondents’ reactions indicated their ambition to vocation realization and goals achievement. The results obtained can be considered as a culture-specific “associative profile” of images of consciousness, integrating mental and sensual knowledge possessed by a particular ethnic group.
Key words:
linguistic consciousness; association experiment; Russian and Indian medical students
Список литературы
-
Антонова И.С. О соотношении понятий «языковое сознание» и «профессиональное языковое сознание» // Социосфера. 2010. № 4. С. 52-57
-
Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. Исторические формы общения народов: мировые культурные контакты, многонациональное государство. СПб.: СПбГАК, 1994. 294 с
-
Вержбицкая Е.Ю. Религиозные представления и традиции Индии в восприятии русских путешественников и исследователей XIX-го столетия // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 8. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/08/16444 (дата обращения: 24.01.2023)
-
Горошко Е.И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. М.: Ра-Каравелла, 2001. 320 с
-
Заморщикова Л.С. Ассоциативно-вербальная сеть и системность образа мира // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 3. URL: https://human.snauka.ru/2014/03/6130?ysclid=lcrsgnauhy372098445 (дата обращения: 24.01.2023)
-
Каменская В.Г., Томанов Л.В. Фрактально-хаотические свойства когнитивных процессов. Возрастной аспект. М.: Инфра-М, 2022. 217 с
-
Караулов Ю.Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети // Этнокультурные исследования языкового сознания. М.: Институт языкознания РАО, 2000. С. 191-205
-
Кечина Э.А. Национально-культурная специфика ценностных ориентаций в языковом сознании носителей языка: автореф. дис. ... канд. филол. н. М., 2012. 20 с
-
Коновалова Ю.А. Россия-Индия: сотрудничество в XXI веке. М.: «Экон-Информ», 2017. 251 с
-
Левина А.А. Семья в системе ценностей современной молодежи: социологический аспект // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/10/28016 (дата обращения: 25.01.2023)
-
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. 214 с
-
Миронова Н.И. Ассоциативный эксперимент: методы анализа данных и анализ на основе универсальной схемы // Вопросы психолингвистики. 2011. Т. 14. № 2. С. 108-119
-
Осипов Я.В. Методологическое значения ассоциативного эксперимента К. Юнга в разработке А.Р. Лурии основ реактологической теории аффективного поведения // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 1. С. 123-127
-
Павловская А.В. Этнические стереотипы в свете межкультурной коммуникации // Вестник Московского университета. Сер. 19. 1998. № 1. С. 94-97
-
Сидоренков А.В., Мондрус А.Л. Эмпирическое обоснование модели групповой сплоченности // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 2. С. 12-15
-
Стернин И.А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры // Этнокультурная специфика языкового сознания. М.: «Эйдос», 1996. С. 97-112
-
Khokhlova L.A., Andreeva E.A., Kiseleva L.G., Tikhonova E.V., Andreeva A.S.Russian Medical Education from International Students' View Point: Challenges and Coping Strategies // Russian Journal of Education and Psychology. 2022. Vol. 13(5). Pp. 82-99. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-5-82-98
-
Seymour S.C. Women, Family and Child Care in India, a word in Transition. Cambridge: Cambridge University Press, 2004