Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (61) (2023)
УДК 378.1
DOI 10.24888/2073-8439-2023-61-1-54-61
ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОМУ НАРРАТИВУ НА МАТЕРИАЛЕ НОВОСТНЫХ СООБЩЕНИЙ НАУЧНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА
Целью изучения иностранного языка в техническом вузе является овладение студентами необходимыми навыками и способами осуществления коммуникации в академическом дискурсе, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов. Для достижения данной цели в стратегии преподавания этой дисциплины произошел переход от традиционных переводов текстов по специальности к примату устной речи. Пересмотр педагогических приоритетов привел к необходимости обновления информационно-образовательных ресурсов и внедрения методов, направленных на развитие коммуникативных навыков учащихся путем организации различных видов речевой деятельности. В статье рассматривается метод создания иноязычных нарративов научно-публицистического жанра с использованием последних научных новостей. Автор разрабатывает пошаговый алгоритм, уделяя особое внимание выявлению общих и специфических элементов в структуре новостных текстов. В статье представлен нарративный анализ профильного аутентичного новостного текста, который включает структурирование первоисточника по следующим основным блокам: аннотация, локализация, усложнение, оценка, развязка. Предварительное членение медийного текста на элементы позволяет учащимся создать рамочную структуру и основу для продуцирования устного выступления. Установлены лингводидактические возможности профессионально-ориентированного новостного нарратива. Автор считает, что построение нарративов может способствовать развитию у студентов способностей анализировать, синтезировать, оценивать и интерпретировать информацию. Изучение иностранного языка с помощью новостных репортажей позволяет студентам-инженерам совершенствовать свои творческие и коммуникативные навыки. Обучение иностранному языку с привлечением медиаресурсов, освещающих выдающиеся достижения науки и техники, формирует учебно-познавательную компетенцию и стимулирует исследовательскую деятельность студентов инженерно-технического профиля.
Ключевые слова
новостной нарратив; иноязычная компетенция; новостное сообщение; структура нарратива; нарративный анализ
TEACHING FOREIGN LANGUAGE NARRATIVE THROUGH SCIENCE NEWS REPORTING
The purpose of studying a foreign language at a technical university is to provide students with the necessary skills and methods of communication in academic discourse, ensuring the adequacy of social and professional contacts. To achieve this goal, the teaching strategy of this discipline has shifted from traditional translations of texts in the specialty to the primacy of oral speech. Revision of pedagogical priorities has led to the need in updating information and educational resources and implementation of methods aimed at developing students` communicative skills by organizing different types of speech activity. The article discusses the method of creating foreign language narratives of a scientific and journalistic genre by using the latest research news. The author develops a step-by-step algorithm with the particular focus on identifying common and specific elements in the structure of news texts. The article presents a narrative analysis of the field-specific authentic news text that includes structuring the primary source of information into basic elements: those of an abstract, localization, complication, evaluation, and denouement. The preliminary division of the media text into elements allows students to create a framework structure and a basis for reporting back on the actual news stories. The linguodidactic potential held by professionally-oriented news narrative is established. The author believes that construction of narratives can contribute to the development of students` abilities to analyze, synthesize, evaluate and reflect on information. Learning a foreign language through news narratives allows engineering students to improve their creative and communicative skills. Teaching a foreign language using media sources, which highlight scientific and technological breakthroughs, forms educational and cognitive competence of engineering and technical profile students and stimulates their research activities.
Key words:
news narrative; foreign language competence; news report; narrative structure; narrative analysis
Список литературы
-
Бородина Т.Ю. Исследование ожиданий студентов инженерного профиля от изучения иностранного языка в техническом вузе // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4(89). С. 181-184. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-489-181-184
-
Деминова М.А. Интерпретация события в структуре новостного нарратива // Litera. 2021. № 3. С. 102-117. https://doi.org/10.25136/2409-8698.2021.3.35178
-
Кудрявцева З.Г. Структурирование нарратива конфликта в медийной коммуникации // Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика». 2021. Т. 18. № 3. С. 68-75. https://doi.org/10.14529/ling210312
-
Мансурова В.Д. «Цифровая каллиграфия» современного журналиста: власть digital контента // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2017. № 4. С. 17-33
-
Обдалова О.А., Левашкина З.Н. Понятие «нарратив» как феномен культуры и объект дискурсивной деятельности // Язык и культура. 2019. № 48. С. 332-348. https://doi.org/10.17223/19996195/48/21
-
Хасанова О.В., Каримова А.А., Загидуллина Г.Ф. Мультимедийный нарратив в русском и англоязычном медиадискурсах // Казанский лингвистический журнал. 2022. Т. 5. № 3. С. 369-378. https://doi.org/10.26907/2658-3321.2022.5.3.369-378
-
Analysing media texts. Ed. by M. Gillespie, J. Toynbee. Maidenhead: Open University Press, 2006
-
Matheson D. Media discourses: Analysing media texts. Issues in Cultural and Media Studies. Maidenhead // Language in Society. 2009. Vol. 38(1). Pp. 125-126. https://doi.org/10.1017/S0047404508090155
-
McGannon K.R., Staden T. G., McMahon J. From Superhero to Human: A Narrative analysis of digital news stories of retirement from the NFL due to injury // Journal of Applied Sport Psychology. 2022. Vol. 34(5). Pp. 938-957. https://doi.org/10.1080/10413200.2021.1987351
-
Schokkenbroek C. News Stories // Time & Society. 1999. Vol. 8(1). Pp. 62-63. https://doi.org/10.1177/0961463X99008001004
-
Zhao L. «My minimalist journey»: Narrative analysis of YouTube minimalism stories // AoIR Selected Papers of Internet Research. 2021. https://doi.org/10.5210/spir.v2021i0.12085