Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (61) (2023)
УДК 378
DOI 10.24888/2073-8439-2023-61-1-62-69
ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЕДОМСТВЕННОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассмотрен военно-педагогический опыт как многогранный и целостный феномен педагогической культуры преподавателя ведомственного вуза, проявляющийся в различных видах его деятельности: военно-служебной, образовательной, научной, воспитательной, управленческой. Раскрыто содержание военно-педагогического опыта, синтезирующего в себе мировоззренческую, нравственную, профессиональную, интеллектуальную, эмоциональную, эстетическую и физическую стороны. Теоретически обоснованы слагаемые военно-педагогического опыта: высокое мастерство, гармоничное сочетание учебно-воспитательной работы с научными поисками путей ее совершенствования, система профессионально-педагогических качеств. Выделены и описаны два аспекта, необходимые в процессе приобретения преподавателем военно-педагогического опыта: личностный (педагогическая направленность, профессиональная эрудиция, гармония интеллектуальных и нравственных качеств, оптимизм, персональная ответственность, требовательность к себе) и практический (опора на научные данные и передовой опыт, устремленность к самосовершенствованию, анализ различных видов деятельности в условиях цифровой трансформации образования). Научная новизна статьи заключается в описании сущности и содержания военно-педагогического опыта преподавателя ведомственного вуза, осуществляющего свою деятельность в условиях цифровой трансформации образования. Сделан вывод о том, что военно-педагогический опыт в современных условиях цифрового образования обеспечивает эффективность образовательного процесса ведомственного вуза, повышает роль человеческого фактора в решении профессиональных задач, в принятии управленческих решений. Статья представляет интерес для научно-педагогического состава высших образовательных организаций, адъюнктов и аспирантов, соискателей, всех тех, кто интересуется проблемами методологии и технологии профессионального образования.
Ключевые слова
военно-педагогический опыт; цифровая трансформация образования; ведомственный вуз; профессионально-педагогические качества; персональная ответственность
MILITARY PEDAGOGICAL EXPERIENCE AS THE MOST IMPORTANT COMPONENT OF THE ACTIVITY OF A TEACHER OF A DEPARTMENTAL UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION
The article considers the military-pedagogical experience as a multifaceted and integral phenomenon of pedagogical culture of a teacher of a departmental university which is manifested in various types of thier activities: military service, educational, scientific, educational, managerial. The content of the military-pedagogical experience, which synthesizes the worldview, moral, professional, intellectual, emotional, aesthetic and physical sides is revealed. The components of military-pedagogical experience (high skill, harmonious combination of teaching and educational work with the scientific search for ways to improve it, the system of professional and pedagogical qualities) are substantiated theoretically. Two aspects necessary in the process of teacher acquisition of military pedagogical experience are highlighted and described: personal (pedagogical orientation, professional erudition, harmony of intellectual and moral qualities, optimism, personal responsibility, self-demand) and practical (reliance on scientific data and best practices, aspiration to self-improvement, analysis of various types of activities in the context of digital transformation of education). The scientific novelty of the article consists in describing the essence and content of the military-pedagogical experience of a teacher of a departmental university, which operates in the context of digital transformation of education. It was concluded that military-pedagogical experience, in modern conditions of digital education, ensures the effectiveness of the educational process of a departmental university, increases the role of the human factor in solving professional problems, in making management decisions. The article is of interest to the scientific and pedagogical staff of higher educational organizations, adjuncts and graduate students, scientific degree seekers, all those who are interested in the problems of methodology and technology of professional education.
Key words:
military-pedagogical experience; digital transformation of education; departmental university; professional and pedagogical qualities; personal responsibility
Список литературы
-
Гагаев А.А. Теория и методология субстратного подхода в научном познании. Саранск: Издательство Мордов. ун-та, 1994. 48 с
-
Ганжа Н.В., Кошелева А.О., Краснослободцев А.В. Электронное обучение в высшем образовательном заведении на основе синергетического подхода // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 2 (34). С. 120-126
-
Кошелева А.О., Гонеев А.Д., Сухорукова А.А. Деятельностно-ценностный подход в цифровом образовании. Курск: ООО «Учитель», 2019. 168 с
-
Меркулов П.А., Вершков А.С. Актуальные проблемы подготовки военных инженеров // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 4 (36). С. 54-62
-
Поляков В.П. Аспекты информационной безопасности в информационной подготовке. М.: Институт управления образованием РАО, 2016. 135 с
-
Роберт И.В. Развитие понятийного аппарата педагогики: цифровые информационные технологии // Педагогическая информатика. 2019. № 1. С. 108-121
-
Ротобыльский К.А., Ротобыльская Л.А. Обучение «команд» с использованием дистанционных технологий как механизм реализации персонифицированной модели повышения квалификации // Инновационные проекты и программы в образовании. 2016. № 4. С. 35-40