Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (61) (2023)
УДК 378.6
DOI 10.24888/2073-8439-2023-61-1-70-80
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОУЧИНГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ БАКАЛАВРОВ ДИЗАЙНА
Качество компетентностной деятельности дизайнера одежды в условиях объективно меняющихся требований к развитию промышленности включает навык экстраполирования личного концептуального опыта специалиста на процесс поиска новых моделей промышленных изделий. Подобная проектная активность подвигает образовательные структуры к инициированию педагогических экспериментов по отбору эффективных методологических приемов из разных сфер практики, подстраиваемых под возможности образовательного процесса. В статье актуализируется проблема поиска новых методов формирования компетенций современного дизайнера. Рассмотрены основополагающие принципы коучинга как метода формирования и освоения профессиональных знаний и умений; проведена параллель между дидактикой коуч-метода и подходами к транслированию навыков социально-производственной практики, которые сложились в процессе исторического развития системы дизайн-образования. Автор определяет технологию коучинга как оптимальную для развития современных профессиональных квалификаций, сопровождающих деятельность в дизайн-проектировании. Раскрывает специфику применения технологии в профессиональной подготовке дизайнеров одежды в аспекте содержательной структуры учебной деятельности студентов. Особое внимание уделяется методологии построения учебных занятий и возможности получения выверенных базовых формулировок видовых обучающих задач по дизайн-проектированию, апеллирующих к индивидуальным способностям будущих специалистов и ориентирующихся на опыт наставничества, сложившийся в профессиональной среде дизайна. Проверка эффективности коуч-метода в дидактике профессионального обучения дизайнеров проводилась в ходе педагогического эксперимента с использованием элементов лонгитюдного исследования. Вывод о достаточной эффективности методики коучинга в дизайн-образовании сделан на основе признаков положительной динамики приращения и углубления компетентностных навыков, продемонстрированных обучающимися специальности «Дизайн» в ходе промежуточного и итогового контроля полученных знаний.
Ключевые слова
дизайн-образование; модели коучинга; принципы методологического опыта; дизайн-проектирование; конструкция учебной задачи; проект; техническое задание; визуализация; критическая оценка; проектная культура
APPLICATION OF COACHING TECHNOLOGY IN PROFESSIONAL EDUCATION OF DESIGN BACHELORS
The quality of the competence activity of a clothing designer in the context of objectively changing requirements to the development of the industry includes the skill of extrapolating the personal conceptual experience of a specialist to the process of searching for new models of industrial products. Such project activity encourages educational structures to initiate pedagogical experiments on the selection of effective methodological techniques from different areas of practice, adjusted to the possibilities of the educational process. The article actualizes the problem of finding new methods for the formation of competencies of a modern designer. The article considers the fundamental principles of coaching as a method of the formation and development of professional knowledge and skills; a parallel was drawn between the didactics of the coaching method and approaches to the transmission of social and industrial practice skills that have developed in the process of the historical development of the design education system. The author defines the technology of coaching as optimal for the development of modern professional qualifications that accompany the activities in the field of design. It reveals the specifics of the application of technology in the professional training of fashion designers in terms of the content structure of students’ educational activities. Particular attention is paid to the methodology for constructing training sessions and the possibility of obtaining verified basic formulations of specific training tasks in design engineering, appealing to the individual abilities of future specialists and focusing on the experience of mentoring that has developed in the professional design environment. The effectiveness of the coaching method in the didactics of the professional training of designers was tested in the course of a pedagogical experiment using elements of a longitudinal study. The conclusion about the sufficient effectiveness of the coaching methodology in design education was made on the basis of signs of positive dynamics in the increment and deepening of competency-based skills demonstrated by students of the specialty “Design” during the intermediate and final control of the acquired knowledge.
Key words:
design education; coaching models; principles of methodological experience; design engineering; learning task construction; project; terms of reference; visualization; critical evaluation; project culture
Список литературы
-
Гвоздева А.В., Жилин В.В. Понятие и функции педагогического менеджмента как средства управления учебной информацией // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2010. № 4 (16). С. 184-189
-
Горбунова О.В. Коучинговая методика: особенности применения в рамках профессиональной деятельности // Формула менеджмента. 2019. № 4 (11). С. 15-24
-
Гуляев В.Н. Педагогический коучинг в профессиональном образовании // Актуальные проблемы и перспективы развития профессионально-педагогического образования студентов: Материалы Международной научно-практической конференции 23-24 марта 2011 г. Курган: Курганский государственный университет, 2011. С. 21-26
-
Дромова Н.А., Резинкина Л.В. Интерактивная образовательная технология формирования профессиональной компетенции дизайн-проектирования // Человек и образование. 2019. № 1 (58). С. 107-111
-
Зеленко Н.В., Зеленко Г.Н., Коучинг как инновационная технология подготовки будущих педагогов к профессиональному саморазвитию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 142-146
-
Климов В.П. Развитие идей дизайн-образования в профессионально-педагогической парадигме. Екатеринбург, 2009. 110 с
-
Койнова Н.В. Роль ВХУТЕМАСа и Баухауза в становлении образования в области промышленного дизайна // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2011. № 1. С. 83-89
-
Михайлов С.М., Михайлова А.С. Становление универсального проектного метода в первых школах дизайна Баухаузе и ВХУТЕМАСе в 1920-е гг. // Мир науки, культуры, образования. 2008. № 5 (12). С. 104-106
-
Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. СПб.: Питер, 2003. 204 с
-
Селицкая С.В. Коучинг как педагогический инструментарий креативного менеджмента // Инновационные процессы и корпоративное управление: материалы VIII Международной заочной научно-практической конференции, 1-15 апреля 2016 г., Минск. Минск: Национальная библиотека Беларуси, 2016. С. 225-230
-
Тарасова О.П. Организация проектной деятельности дизайнера. Оренбург: ОГУ, 2013. 133 с
-
Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности. М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. 168 с