Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (61) (2023)
УДК 378.147
DOI 10.24888/2073-8439-2023-61-1-81-89
СОВРЕМЕННЫЕ LMS-СИСТЕМЫ КАК КОМПОНЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ ГИБРИДНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В данной статье представлен анализ смешанного и гибридного обучения, а также существующих LMS-систем, описаны возможности их интеграции в организацию образовательного процесса в высших учебных заведениях на примере дисциплины «Иностранный язык» (непрофильное направление подготовки). Гибридная модель, по мнению авторов, позволяет создать бесшовную цифровую образовательную среду, создающую большие возможности для предоставления информации, чем онлайн или оффлайн. Потенциал гибридного формата обучения представлен для преподавателей возможностью применения онлайн-инструментов в оффлайн-аудитории; для обучающихся - получением высшего образования независимо от реального физического местоположения; для вузов - привлечением большого количества студентов из разных регионов. При разработке гибридной программы обучения преподавателю требуется обратить особое внимание на планирование занятий и приложить большее количество усилий для создания уникальной гибридной образовательной среды. Авторы полагают, что одним из значимых инструментов внедрения гибридного формата выступает LMS-система (learning management system) - специальный сервис, позволяющий создавать онлайн-курсы, управлять процессом обучения и предоставлять студентам доступ к лекциям и тестам. С целью выявления потенциала существующих LMS-систем авторами были осуществлены систематизация и обобщение имеющихся российских образовательных платформ (Webinar, GetCourse, Антитреннинги и ВЗнания). В данной статье перечислены основные технические характеристики анализируемых платформ и проведен их сравнительный анализ. В результате исследования сформулированы основные требования к функциональным возможностям LMS-систем, необходимые для успешной организации образовательного процесса, а именно возможность записи вебинаров, наличие элементов геймификации, простота в управлении и использовании, функции email и/или SMS-рассылки напоминаний о запланированных занятиях участникам курса, функции автоматической и ручной проверки домашнего задания с комментариями преподавателя.
Ключевые слова
смешанное обучение; гибридное обучение; сервис; платформа; LMS-система; онлайн-обучение; информационные технологии; курсы; дистанционное обучение
MODERN LMS-SYSTEMS AS A COMPONENT OF THE ORGANIZATION OF HYBRID EDUCATION IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
This article presents an analysis of blended and hybrid learning, as well as existing LMS-systems, and the possibility of their integration into the organization of the educational process in higher educational institutions on the example of the discipline “Foreign language” (non-core training). The hybrid model, according to the authors, allows you to create a seamless digital educational environment that provides greater opportunities for providing information than online or offline one. The potential of the hybrid learning format is presented: for teachers - by the possibility of using online tools in an offline audience; for students - higher education regardless of the actual physical location; for universities - by attracting a large number of students from different regions. While developing a hybrid learning program, the teacher needs to pay special attention to lesson planning and put more effort into creating a unique hybrid educational environment. The authors believe that one of the most important tools for implementing the hybrid format is the LMS-system (learning management system) - a special service that allows you to create online courses, manage the learning process and provide students with access to lectures and tests. In order to identify the potential of existing LMS systems, the authors systematized and generalized the existing Russian educational platforms (Webinar, GetCourse, Antitrainings and Knowledge). This article lists the main technical characteristics of the analyzed platforms and carried out their comparative analysis. As a result of the study, the main requirements for the functionality of LMS systems required for the successful organization of the educational process are formulated, namely, the ability to record webinars, the presence of gamification elements, ease of management and use, the functions of email and/or SMS-sending reminders of planned classes to participants, the function of automatic and manual checking of homework with teacher’s comments.
Key words:
blended learning; hybrid learning; service; platform; LMS-system; online learning; information technology; courses; distance learning
Список литературы
-
Ананин Д.П., Стрикун Н.Г. Гибридное обучение в структуре высшего образования: между онлайн и офлайн // Преподаватель XXI век. 2022. № 4. Часть 1. С. 60-74. https://doi.org/10.31862/2073-9613-2022-4-60-74
-
Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Модели смешанного обучения: организационно-дидактическая типология // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 5. С. 44-64. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-5-44-64
-
Малинина И.А. Применение технологий смешанного обучения иностранному языку в высшей школе // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/10/27936 (дата обращения: 22.02.2023)
-
Медведева М.С. Формирование готовности будущих учителей к работе в условиях смешанного обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2015. 30 с
-
Петрова Н.В. Взаимодействие «студент-контент» в гибридном обучении // Письма в Эмиссия.Оффлайн. 2022. № 9. URL: http://www.emissia.org/offline/2022/3130.htm (дата обращения: 22.02.2023)
-
Рудинский И.Д., Давыдов А.В. Гибридные образовательные технологии: анализ возможностей и перспективы применения // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2021. Том 7. № 1. С. 44-52
-
Слепнева М.А., Петрова И.В. Применение онлайн курса при обучении студентов магистратуры технических специальностей иностранному языку // Вестник педагогических наук. 2023. № 1. С. 119-125
-
Bonk C.J., Graham C.R. The handbook of blended learning environments: global perspectives, local designs. San Francisco: JosseyBass/ Pfeifer, 2006
-
Christensen C.M., Horn M.B., Johnson C.W. Disrupting class: how disruptive innovation will change the way the world learns. New York: McGraw Hill, 2008
-
Staker H., Horn M.B. Classifying K-12 Blended Learning. San Mateo: Innosight Institute, Inc., 2012
-
Hirata Y., Hirata Y. Students’ Evaluation of Websites in Hybrid Language Learning // Hybrid Learning and Education. 2nd International Conference, ICHL 2009 Macau, China, August 2009 Proceeding. Ed. by F.L. Wang, J. Fong, L. Zhang, V.S.K. Lee. Springer, 2009. Pp. 186-196
-
Любомирская Н.В., Рудик Е.Л., Хоченкова Т.Е. Смешанное обучение как механизм формирования навыков проектной и исследовательской деятельности учащихся // Исследователь/Researcher. 2019. № 3. С. 165-180