Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (61) (2023)
УДК 37.02
DOI 10.24888/2073-8439-2023-61-1-102-110
ВЛИЯНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ НА ДОСТИЖЕНИЕ СПОРТИВНЫХ УСПЕХОВ
Характерной чертой подростков является их стремление к достижению высоких спортивных результатов. Они, как правило, устанавливают для себя высокие цели. Важнейшее свойство «спортивного характера» определяют волевые качества. Процесс формирования волевых качеств личности очень сложен и протекает на протяжении эволюционных этапов, но его закрепление является основной целью, которую необходимо достичь. Концепция качества личности в спорте отражает результат процесса достижения цели спортсменом, в котором принципы, ценности и социальные нормы побуждают его действовать последовательно. Воля к победе может быть определена как путь к достижению личного мастерства и успеха в спорте. Цель исследования - определить и систематизировать преобладающие волевые качества личности подростков и выявить их влияние на достижение спортивных успехов. База исследования: Международная гимназия «Сколково» г. Москва. Выборка: 124 обучающихся от 12 до 14 лет. Эмпирические методы исследования: изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования, анкетирование, интервьюирование. Исследование показало значительную положительную связь между волевыми качествами, мотивацией и достижением спортивных успехов. Нами были выделены следующие черты характера, позволяющие подросткам добиваться высоких спортивных достижений: амбициозность, стойкость, стрессоустойчивость, мужественность, дисциплинированность, преданность делу, добросовестность, настойчивость, целеустремленность, ответственность. Воспитание и развитие волевых качеств юных спортсменов базируется на общих правилах: необходимо готовить юных спортсменов к спортивному совершенству, обеспечивая оптимальные, стабильные результаты, улучшая как физическое состояние, так и технические, перцептивные и эмоциональные аспекты тренировки; ставить конкретные и измеримые цели индивидуально для каждого спортсмена; должна быть обратная связь о выполнении целей; сочетание теоретической и практической подготовки является весьма эффективным методом обучения двигательным или перцептивным навыкам в спорте в изменяющихся условиях; необходимо постоянно добиваться результатов на тренировках и оценивать их. Анализ результатов проведенного исследования помогает прояснить взаимосвязь между чертами личности, участием в спорте и спортивными успехами. Успех или неудача спортсменов зависит от сочетания многих факторов: физических, тактических, технических и психологических. Поэтому существует необходимость целостного подхода к развитию спортсменов-подростков. Для этого необходимо создание оптимальных условий за счет сочетания спорта и образования.
Ключевые слова
волевые качества подростков; развитие волевых качеств; личностные качества; спортивные успехи; целостный подход
THE INFLUENCE OF STRONG-WILLED QUALITIES OF ADOLESCENTS ON THE ACHIEVEMENT OF SPORTS SUCCESS
A characteristic feature of teenagers is their desire to achieve high sports results. They tend to set high goals for themselves. The most important quality of the “sporting character” is determined by strong-willed qualities. The process of forming strong-willed personality traits is very complex and proceeds throughout the evolutionary stages, but its strengthening is the main goal that needs to be achieved. The concept of personality quality in sports reflects the result of the athlete’s goal achievement process, in which principles, values and social norms encourage them to act consistently. The will to win can be defined as a path to achieving personal mastery and success in sport. The purpose of the study is to identify and systematize the prevailing strong-willed qualities of the personality of adolescents and to identify their influence on achieving sports success. The research base is International Gymnasium “Skolkovo”, Moscow. The sample is 124 students from 12 to 14. The empirical research methods are the study and generalization of pedagogical experience on the problem of the research, questionnaires, interviewing. The study showed a significant positive relationship between strong-willed qualities, motivation and achievement of sports success. We have identified the following character traits that allow teenagers to get high sporting achievements: ambition, resilience, stress resistance, masculinity, discipline, dedication, conscientiousness, perseverance, purposefulness, responsibility. The upbringing and development of strong-willed qualities of young athletes is based on general rules: it is necessary to prepare young athletes for athletic excellence, providing optimal, stable results, improving both physical conditions and technical, perceptual and emotional aspects of training; to set specific and measurable goals individually for each athlete; there should be feedback on the fulfillment of goals; a combination of theoretical and practical training is a very effective method of teaching motor or perceptual skills in sport in changing conditions; it is necessary to constantly achieve results in training and evaluate them. The analysis of the results of the study helps to clarify the relationship between personality traits, involvement in sport and sports success. The success or failure of athletes depends on a combination of many factors: physical, tactical, technical and psychological. Therefore, there is a need for a holistic approach to the development of adolescent athletes. To do this, it is necessary to create optimal conditions for holistic development through a combination of sports and education.
Key words:
strong-willed qualities of adolescents; development of strong-willed qualities; personal qualities; sports success; holistic approach
Список литературы
-
Белокопытова С.В., Ступников Д.А., Иванов Ю.В. Особенности подросткового возраста для формирования мобильности спортсменов средствами физической культуры в детско-юношеских спортивных школах // Молодой ученый. 2019. № 34 (272). С. 45-46
-
Блеер А.Н., Москвин В.А., Москвина Н.В. Индивидуальные характеристики произвольной регуляции у молодых спортсменов с учетом особенностей асимметрии // Спортивный психолог. 2018. № 1 (48). С. 49-52
-
Божкова Г.Н., Быков А.В. Методы воспитания морально-волевых качеств подростков в спорте // Теория и практика физической культуры. 2018. № 5. С. 41-43
-
Буторин В.В., Королева А.Д. Формирование стрессоустойчивости к неблагоприятным факторам в конноспортивной деятельности у подростков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 9 (187). С. 451-455. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p451-456
-
Глазырина И.А., Селиванова Ю.В. Проблема формирования целеустремленности и способы ее решения // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/40PDMN421.pdf (дата обращения: 22.02.2023)
-
Мехтелева Е.А., Мехтелева Л.О. Влияние предстартового психологического состояния на спортивный результат в плавании // Интернаука. 2021. № 18-2 (194). С. 13-19
-
Носов С.А., Соломченко М.А., Алдошин А.В., Горбачева О.А., Алдошина Е.А. Модель психолого-педагогического сопровождения тренировочного процесса подростков в единоборствах на этапах начальной подготовки // Современный ученый. 2022. № 2. С. 102-108
-
Павловский Е.Е. Исследование самооценки развития волевых качеств личности спортсменов-единоборцев // Наука и образование: новое время. 2017. № 6 (23). С. 281-285
-
Павловский Е.Е. Влияние спортивной мотивации на самооценку волевых качеств личности спорстменов-единоборцев // Научный альманах. 2019. № 1-2 (51). С. 206-209
-
Погодаева Т.Н. Формирование эмоционально-волевой сферы подростков на занятиях физической культурой // Альманах мировой науки. 2018. № 3 (23). С. 173-175
-
Шагивалеева Г.Р., Штерц О.М., Бисерова Г.К. Волевые качества спортсменов как субъективный фактор достижения успеха в командных видах спорта // Теория и практика физической культуры. 2018. № 3. С. 9-11
-
Шагивалеева Г.Р., Бисерова Г.К., Льдокова Г.М. Волевая саморегуляция личности как фактор достижения успеха в соревновательной деятельности тхэквондистов // Теория и практика физической культуры. 2020. № 6. С. 32-34