Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №1 (61) (2023)
УДК 37.022; 372.881.161.1
DOI 10.24888/2073-8439-2023-61-1-111-118
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ: ОБОБЩЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРАКТИК
Статья посвящена актуальной теме использования игровых технологий на уроках русского языка как иностранного. На материале анализа статей Научной электронной библиотеки eLibrary.Ru выявлены типы игр, применяемые преподавателями на современном этапе обучения РКИ. Педагоги отмечают целесообразность обращения на занятиях к игровым заданиям, которые обладают мотивационным потенциалом, помогают создать на уроке комфортные условия изучения нового языка. Благодаря игровым моментам, соревновательности внимание студентов переключается с выполнения учебной задачи на достижение игрового результата. Отмечается, что обучение новому языку должно проходить в условиях, соответствующих реальной коммуникации. Среди различных типов игр в практике преподавания русского языка как иностранного педагоги выделяют онлайн-игры, грамматические, фонетические, лексические, настольные и ролевые игры, отдавая наибольшее предпочтение двум последним. Использование игр направлено на формирование коммуникативной, лингвистической, социокультурной и профессиональной компетенций. В качестве учебных материалов применяются аутентичные источники (видеофрагменты, песни), показывающие модели коммуникативного поведения, которые можно реализовать в ролевых играх. Для формирования социокультурной компетенции привлекаются тексты с региональным компонентом. Использование различных видов игр под руководством учителя помогает диагностировать пробелы в знаниях за счет выявления ошибок и усовершенствовать владение русским языком как иностранным в ходе их исправления. Педагоги включают в учебный процесс настольные игры, но отмечают, что их проведение сопряжено с рядом трудностей, среди которых называются ограниченное количество игрового материала, сложность адаптации под необходимый уровень владения РКИ. Для облегчения освоения языка разрабатываются онлайн-игры, которые пользуются популярностью у молодежи.
Ключевые слова
русский язык как иностранный (РКИ); игра; фонетическая игра; лексическая игра; грамматическая игра; настольная игра; ролевая игра; онлайн-игра
THE USE OF GAMES DURING CLASSES OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE: A GENERALIZATION OF MODERN PRACTICES
The article is devoted to an urgent topic of using gaming technologies during lessons of Russian as a foreign language. On the material of the analysis of articles of the Scientific Electronic Library eLibrary.Ru, the types of games used by teachers at the present stage of teaching Russian as a foreign language are revealed. Teachers note the expediency of turning to gaming tasks in the classroom, which have a motivational potential and help create comfortable conditions for learning a new language in the classroom. Thanks to the gaming moments, competitiveness, the attention of students switches from completing the learning task to achieving the game result. It is noted that learning a new language should take place in conditions corresponding to real communication. Among the various types of games in the practice of teaching Russian as a foreign language, teachers single out online games, grammar, phonetic, lexical, board and role-playing games, giving the greatest preference to the last two. The use of games is aimed at the formation of communicative, linguistic, sociocultural and professional competencies. Authentic sources (video clips, songs) are used as educational materials, showing models of communicative behavior that can be implemented in role-playing games. For the formation of socio-cultural competence, texts with a regional component are involved. The use of various types of games under the guidance of a teacher helps to diagnose gaps in knowledge by identifying errors and improve knowledge of Russian as a foreign language by correcting them. Teachers include board games in the educational process, but note that their implementation is associated with a number of difficulties, among which are the limited amount of game material, the difficulty of adapting to the required level of Russian as a foreign language. To facilitate language acquisition, online games are being developed that are popular with young people.
Key words:
Russian as a foreign language (RFL); game; phonetic game; vocabulary game; grammar game; board game; role-playing game; online game
Список литературы
-
Асонова Г.А. Роль грамматической игры при обучении русскому языку как иностранному // Проблемы современного филологического образования: сборник научных статей. Выпуск XIV / Отв. ред. В.А. Коханова. М.; Ярославль: Московский городской педагогический университет, 2016. С. 85-90
-
Воронцова Ю.А., Хорошко Е.Ю. Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку как иностранному (на примере ролевой игры) // Проблемы современного филологического образования: сборник научных статей. Выпуск XIV / Отв. ред. В.А. Коханова. М.; Ярославль: Московский городской педагогический университет, 2016. С. 78-85
-
Ибрагимова Г.Б. Использование песен посредством ролевых игр на уроках русского языка как иностранного // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 49. С. 103-108
-
Массалова А.Э., Дзюба Е.В. Игры на уроках русского языка как иностранного: учебно-методическое пособие для профессионально ориентированного обучения. Екатеринбург: [б. и.], 2019. 63 с
-
Мащенко М.В., Гребнева Д.М. Возможности применения образовательных онлайн-игр при изучении русского языка как иностранного // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 1. С. 109-113
-
Москалёва О.Н. Разработка и использование компьютерных игр в самостоятельной работе по русскому языку как иностранному (базовый уровень): автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2004. 21 с
-
Назаренко Е.Б., Халявина Д.В. Ролевая игра на основе видеосюжета на уроках русского языка как иностранного // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016. Т. 2. № 1. С. 22-25
-
Непрокина Ю.А., Кончакова С.В. Деловая игра в структуре профессионально ориентированного обучения русскому языку как иностранному в медицинском вузе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2022. № 4 (117). С. 140-146
-
Пчелинцева Е.С., Винокурова М.А. Дидактический потенциал настольных игр в обучении русскому языку как иностранному // Философские, социологические и психолого-педагогические проблемы современного образования. 2021. № 3. С. 293-296
-
Шамсутдинова А.А. Настольная игра как интерактивный формат обучения русскому языку как иностранному // Современный ученый. 2020. № 5. С. 178-181
-
Шарыкина Э.А., Есаулова К.С. Использование онлайн-игр в методике изучения русского языка как иностранного // Личность в образовательном пространстве: вариативность подходов к содержанию и технологиям психолого-педагогического сопровождения: сборник научных трудов, Хабаровск, 20-21 ноября 2019 года. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2020. С. 452-459