Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

Аннотации статей.

Меренкова В.С., Карпачева И.А., Дворяткина С.Н.. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГИБРИДНОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Статья посвящена характеристике психолого-педагогических условий
функционирования гибридной интеллектуальной системы обучения (ГИОС) математике в старшей школе.
Описаны внутренние условия, связанные с разработкой и первичной апробацией ГИОС:
методологическое обоснование интеллектного управления учебно-познавательной деятельностью
обучающихся в целом и проектно-исследовательской деятельностью в частности; выявление
персонализированных параметров научного потенциала старшеклассников, определяющего структуру
контента; разработка диагностического инструментария для учета индивидуально-психологических
особенностей обучающихся как компонента интеллектного управления в математическом моделировании
исследовательской деятельности; разработка процедуры и технологии формирования индивидуальных
образовательных маршрутов на основе учета профилей мышления обучающихся. Данные условия в итоге
определили архитектуру и функционал гибридной нейронной сети. В комплексной апробации внутренних
условий функционирования ГИОС в рамках пилотного эксперимента были задействованы 711
старшеклассников. Результаты пилотного исследования свидетельствуют о плавном ежегодном
увеличении количества высоких баллов в экспериментальных группах, связанном с углубленным
изучением предмета в рамках учебно-исследовательской деятельности школьника по освоению сложного
математического знания с применением гибридной интеллектуальной системы, что подтвердило
эффективность функционирования системы интеллектного управления проектно-исследовательской
деятельностью обучающихся. Показано, что не менее важное значение для успешного внедрения ГИОС
имеют и внешние условия, связанные с готовностью субъектов проектно-исследовательской
деятельности к ее использованию. Следовательно, эффективность функционирования гибридной
интеллектуальной обучающей системы обусловлена не только готовностью педагогов, но и
мотивационной и технологической готовностью старшеклассников к осуществлению
проектно-исследовательской деятельности в гибридной обучающей среде.
The article examines the characteristics of the psychological and pedagogical
conditions required for the functioning of the hybrid intellectual system of teaching (HIST)
mathematics in high school. The article describes such internal conditions related to the
development and primary trial of the HIST as the methodological basis of the intellectual
management of educational and cognitive activity of students in general and the research and
project activities in particular, the identification of the personalized parameters of the high
school students’ scientific potential which determines the teaching content, the development of
such diagnostic tools that can take the students’ individual psychological characteristics into
account and serve as a component of intellectual management in the mathematical modelling of
research activities, the development of the procedures and the methods of creating individual
educational routes that are based on the students’ types of thinking. These conditions
determined the architecture and functions of the hybrid neural network. The trial experiment on
the internal conditions of the functioning of HIST involved 711 high school students. The
results of the trial study indicate a steady annual increase in the number of students in
experimental groups who get high scores, which is connected with an in-depth study of
mathematics within the framework of the student's educational and research activities aimed at
acquiring complex mathematical knowledge with the help of a hybrid intellectual system. The
obtained results confirmed the effectiveness of the intelligent management system of the
students' research and project activities. It was found that the external conditions, i.e. the
readiness of the participants of the research and project activities to use the HIST, is not
unimportant for its successful implementation. Consequently, the effectiveness of the hybrid
intelligent learning system is determined not only by the readiness of the teachers, but also by
the motivational and technological readiness of high school students to carry out research and
project activities in a hybrid learning environment.

Кудинова С.С., Кудинов С.С., Козлова О.С., Кудинов С.И.. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГОВ

Статья содержит результаты эмпирического исследования, доказывающие взаимосвязь
психологического благополучия и самореализации личности педагогов. Актуальность исследования
обусловлена тем, что в настоящее время в связи с социально-политическими преобразованиями в
обществе значительно возрастают требования к педагогу, его компетенциям в области обучения,
воспитания и развития молодого поколения. Высокая интеллектуальная и эмоциональная загруженность
педагогического труда неблагоприятно сказывается на сохранности психологического здоровья
специалистов, ухудшая возможности для профессиональной самореализации и выполнения качественной
педагогической деятельности. В то время как одним из условий успешной самореализации педагога в
профессиональной деятельности выступает, по мнению авторов, психологическое благополучие.
Статистика современных исследований по проблеме профессиональных деформаций показывает
значительный рост педагогов, склонных к эмоциональному выгоранию и профессиональным деструкциям.
Рассматриваются самые различные аспекты этих явлений: от предпосылок и факторов выгорания до их
последствий на разные сферы жизнедеятельности педагогических работников, тогда как проблема
соотношения психологического благополучия и профессиональной самореализации не являлась
предметом отдельного изучения. В качестве теоретико-методологической основы исследования
обозначенной проблемы выступил системный подход, разрабатываемый такими отечественными
исследователями, как Б.Ф. Ломов, В.С. Мерлин, В.Д. Небылицин, А.И. Крупнов и др.; полисистемная
концепция самореализации личности (Кудинов, 2014), а также концепции психологического
благополучия и здоровья (Аргайл, 2003; Андреенкова, 2010; Куликов, 2000; Карапетян, 2014;
Пахоль, 2017; Ryff, Singer, 2008). Для исследования психологического благополучия использовался
опросник «Шкалы психологического благополучия» (К. Рифф) (Лепешинский, 2007) и опросник
«Самочувствие, активность, настроение» (Доскин, Лаврентьева, Шарай, Мирошников, 1973). При
изучении профессиональной самореализации применялся «Многомерный опросник самореализации
личности» (Кудинов, 2012). Результаты исследования на выборке 219 педагогов с последующим
математико-статистическим анализом позволили установить статистически достоверные связи между
показателями психологического благополучия и составляющими самореализации: креативность,
оптимистичность, мотивация достижения, установки преобразования и удовлетворенность качеством
жизни. В целом была выявлена прямая зависимость между высоким уровнем благополучия и успешностью
самореализации педагогов в профессиональной сфере. В то же время отмечена зависимость между
низким уровнем психологического благополучия и характеристиками самореализации: экстернальная
саморегуляция, установки приспособления, инертность и консервативность. Полученные эмпирические
данные доказывают предположение о зависимости обсуждаемых феноменов и могут стать предпосылкой
для дальнейших исследований в этой области, а отдельные результаты статьи способны выступить
основой для разработки психологических программ сопровождения педагогов на разных этапах
профессионализации.
The article contains the results of empirical research, proving the
relationship between psychological well-being and self-realization of the personality of
teachers. The relevance of the research is due to the fact that at present, in connection with
socio-political transformations in society, the requirements for a teacher, for the competence
of a teacher in the field of education, upbringing and development of the younger generation,
are significantly increasing. The high intellectual and emotional workload of pedagogical work
adversely affects the preservation of the psychological health of specialists, worsening the
opportunities for professional self-realization and the performance of high-quality pedagogical
activities. At the same time, according to the authors, one of the conditions for successful
self-realization of a teacher in professional activities is psychological well-being. The
statistics of modern research on the problem of professional deformations shows a significant
increase in teachers prone to emotional burnout and professional destruction. The most diverse
aspects of these phenomena are considered, from the prerequisites and factors of burnout to
their consequences on various spheres of life of pedagogical workers, while the problem of the
relationship between psychological well-being and professional self-realization was not the
subject of a separate study. The theoretical and methodological basis of the study on the
designated problem was a systematic approach developed by domestic researchers B.F. Lomov, V.S.
Merlin, V.D. Nebylitsin, A.I. Krupnov and others; polysystemic concept of self-realization of
personality S.I. Kudinov (2014), as well as the concepts of psychological well-being and health
(Argyle, 2003; Andreenkova, 2010; Kulikov, 2000; Karapetyan, 2014; Pahol, 2017; Ryff, Singer,
2008). For the study of psychological well-being, the questionnaire “Scales of psychological
well-being” by K. Riff Lepeshinsky, (2007) and the questionnaire “Health, activity, mood” by
Doskin, Lavrentyeva, Sharai, Miroshnikov, (1973) were used. For the study of professional
self-realization, the “Multidimensional Questionnaire of Self-Realization of the Personality” by
Kudinov (2012) was used. The results of the study on a sample of 219 teachers, followed by
mathematical and statistical analysis, made it possible to establish statistically significant
relationships between indicators of psychological well-being and self-realization components:
creativity, optimism, achievement motivation, transformation attitudes and satisfaction with the
quality of life. In general, a direct relationship was revealed between a high level of
well-being and the success of teachers' self-realization in the professional field. At the same
time, a correlation was found between a low level of psychological well-being and the
characteristics of self-realization: external self-regulation, adaptation attitudes, inertia and
conservatism. The empirical data obtained prove the assumptions about the dependence of the
discussed phenomena and can become a prerequisite for further research in this area, and
individual results of the article can serve as the basis for the development of psychological
programs to support teachers at different stages of professionalization.

Куликова Т.И.. ИЗУЧЕНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РОССИИ И ВО ВЬЕТНАМЕ

Статья содержит результаты эмпирического исследования лидерских качеств
учащихся младших классов российских и вьетнамских школ. Актуальность исследования подтверждается
особым интересом психологов к процессу развития личности ребенка, его социализации и
формированию уникального образа жизни, в котором важную роль играют индивидуальные особенности
детей и социокультурные условия, в которых они развиваются. Цель исследования заключается в
изучении особенностей лидерских качеств детей младшего школьного возраста из России и Вьетнама
(в разных социокультурных и педагогических условиях), которые, по мнению автора, представляют
интерес для педагогов-психологов при выборе методов работы по развитию и формированию лидерских
качеств у школьников в разных социокультурных образовательных средах. В выполнении этих задач
особая роль отводится современной системе образования, которая требует новых
психолого-педагогических методов и технологий формирования лидерских качеств обучающихся.
Обучение лидерству - это не стихийный процесс, его можно и нужно организовывать, и делать это
следует в процессе воспитания и обучения. Исследование носит кросс-культурный характер и
проводилось на двух выборках испытуемых в России и Вьетнаме. Для сопоставления и анализа
результатов использовался идентичный диагностический материал: методика «Социометрия» для
измерения уровня сплоченности, определения социометрических статусов и выявления неформальных
лидеров; методика «Лесенка» (В.Г. Щур) для определения самооценки ребенка и представлений
ребенка о том, как его оценивают другие; тест «Я - Лидер» (А.Н. Лутошкин, адаптирована автором)
для определения развитости лидерских качеств у ребенка (умение управлять собой, организаторские
навыки и т.д.); анкета на определение уровня развития волевых качеств учащихся (Т.И. Шульга).
Все инструкции и содержание методик были переведены на вьетнамский язык. Для оценки различий
между двумя выборками был применен U-критерий Манна-Уитни. Анализ результатов исследования
позволяет сделать вывод о том, что уровень развития лидерских качеств младших школьников
определяется возрастными нормами психического развития и не имеет существенных различий в России
и во Вьетнаме.
The article contains the results of an empirical study of the leadership
qualities of primary school students in Russian and Vietnamese schools. The relevance of the
study is confirmed by the special interest of psychologists in the process of development of the
child's personality, his socialization and the formation of a unique lifestyle, in which the
individual characteristics of children and the sociocultural conditions in which they develop
play an important role. The purpose of the study is to study the characteristics of leadership
qualities of children of primary school age from Russia and Vietnam (in different sociocultural
and pedagogical conditions), which, in the author's opinion, are of interest to educational
psychologists when choosing methods of work on the development and formation of leadership
qualities in schoolchildren in different sociocultural educational environments. In fulfilling
these tasks, a special role is given to the modern education system, which requires new
psychological and pedagogical methods and technologies for the formation of students' leadership
qualities. Leadership training is not a spontaneous process, it can and should be organized, and
this should be done in the process of education and training. The study is cross-cultural in
nature and was conducted on two samples of subjects in Russia and Vietnam. To compare and
analyze the results, identical diagnostic material was used: the Sociometry method for measuring
the level of cohesion, determining sociometric statuses and identifying informal leaders; the
"Ladder" method (V.G. Shchur) for determining the child's self-esteem and the child's ideas
about how others evaluate him; test "I am a Leader" (A.N. Lutoshkin, adapted by the author) to
determine the development of leadership qualities in a child (the ability to manage oneself,
organizational skills, etc.); questionnaire to determine the level of development of volitional
qualities of students (T.I. Shulga). All instructions and method content have been translated
into Vietnamese. The Mann-Whitney U-test was used to evaluate the differences between the two
samples. Analysis of the results of the study allows us to conclude that the level of
development of leadership qualities of younger students is determined by the age norms of mental
development and does not have significant differences in Russia and Vietnam.

Лаврова Д.М., Смолина Т.Л.. ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К БЕЖЕНЦАМ У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

Статья посвящена исследованию толерантности школьников и студентов по отношению
к беженцам. Данная специфическая социальная группа является крайне уязвимой и остро нуждается в
защите и разнообразной помощи, особенно актуальной в связи с ростом числа беженцев и вынужденных
переселенцев в Российской Федерации. Адаптация беженцев неразрывно связана с уровнем
толерантности принимающего сообщества. Специфика принимающей страны и форма, в которой
доминирующая культура влияет на приезжих, являются мощным фактором, способствующим успешной
адаптации беженцев. В связи с этим крайне важно формировать толерантную среду, в которую
попадают юные школьники и студенты - дети беженцев, приспосабливаясь к новым условиям
принимающей культуры. Объектом исследования выступили школьники и студенты, проживающие в
Москве, Санкт-Петербурге и Казани. Для исследования толерантности молодежи, а также для изучения
социальных установок школьников и студентов по отношению к беженцам использовались следующие
методы: экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев,
Л.А. Шайгерова); методика «Приписывание качеств» (Д. Кац, К. Брейли); авторская анкета
(включающая в себя биполярную шкалу качеств и вопросы, направленные на выявление
социально-демографических характеристик). Был выявлен средний уровень толерантности у школьников
и студентов, различий между группами не обнаружено. Данные свидетельствуют о том, что половина
опрошенных студентов и школьников считает, что беженцам надо помогать не больше, чем всем
остальным, так как у местных проблем не меньше. Было выявлено содержательное наполнение образа
беженца у современной молодежи. Показано, что в образе беженца преобладают негативные качества:
страх, агрессивность, наглость, подозрительность, тревожность. Среди положительных характеристик
опрошенные отмечают силу и стойкость. Большинство опрошенных используют эмоции в качестве
описания качеств, присущих беженцам, что может свидетельствовать о предположении школьников и
студентов о том, что беженцы часто испытывают данные эмоции: страх, испуг, грусть, злость.
Представляется важным и перспективным, с одной стороны, проведение дальнейших исследований,
направленных на изучение образа беженца у современной молодежи. С другой стороны, представленные
данные могут быть использованы в групповой и индивидуальной психологической работе по
формированию установок толерантного сознания по отношению к беженцам среди молодежи.
This article is devoted to the study of tolerance of schoolchildren and
students towards refugees. This specific social group is extremely vulnerable and in dire need
of protection and a variety of assistance. This is especially relevant due to the growing number
of refugees and internally displaced persons in the Russian Federation. Refugee adaptation is
inextricably linked to the host community's level of tolerance. The specificity of the host
country and the form in which the dominant culture influences visitors is a powerful factor
which contributes to the successful adaptation of refugees. In this regard, it is extremely
important to form a tolerant environment in which young schoolchildren and students - children
of refugees, adapting to the new conditions of the host culture. The object of the study was
schoolchildren and students living in Moscow, St. Petersburg and Kazan. To study the tolerance
of young people, as well as to study the social attitudes of schoolchildren and students towards
refugees, the following methods were used: the questionnaire “Tolerance Index” (G.U. Soldatova,
O.A. Kravtsova, O.E. Khukhlaev, L.A. Shaygerova); the “Attribution of Qualities” technique (D.
Katz, K. Braley); author's questionnaire (including a bipolar quality scale and questions aimed
at identifying socio-demographic characteristics). The average level of tolerance in
schoolchildren and students was revealed, significant differences between the groups were not
found. The data indicates that half of the students and schoolchildren believe that refugees
should be helped no more than everyone else, since locals also have problems. The image of a
refugee in modern youth was revealed. It is shown that negative qualities prevail in the image
of a refugee: fear, aggressiveness, arrogance, suspicion, anxiety. Among the positive
characteristics, the respondents note strength and resilience. Most of the respondents use
emotions as a description of the qualities attributed to refugees, which may indicate the
assumption that schoolchildren and students think that refugees often experience the following
emotions: fear, fear, sadness, anger. On the one hand, it seems important to conduct further
research aimed at studying the image of a refugee among modern youth. On the other hand, the
presented data can be used in group and individual psychological work to form attitudes of
tolerant consciousness towards refugees among young people.

Беленкова Л.Ю., Соловей Л.Б.. ИЗУЧЕНИЕ ПОДВЕРЖЕННОСТИ СТРЕССУ УСЛОВНО ЗДОРОВЫХ СТУДЕНТОВ И СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье рассматриваются особенности подверженности стрессу условно здоровых
молодых людей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность исследования
обусловлена тем, что в современном мире большинство людей испытывает стресс, и это негативным
образом влияет в целом на жизнедеятельность людей. Молодые люди испытывают стресс в силу того,
что социальная ситуация развития юношеского возраста сама по себе является стрессогенным
фактором. Инвалиды и молодые люди с ОВЗ могут быть в большей мере подвержены стрессу, так как
они находятся в еще более невыгодных условиях в отличие от условно здоровых людей. Однако мы
предполагаем, что подверженность стрессу лиц с ОВЗ может не сильно отличаться от подверженности
стрессу условно здоровых молодых людей, так как подверженность стрессу может зависеть от разных
факторов, в частности, от внутренней картины болезни, от отношений, которые складываются у
человека с социальной действительностью. Исследование было проведено на базе ФГБОУ ИВО
«Московский государственный гуманитарно-экономический университет», в вузе, где обучается много
студентов с инвалидностью и ОВЗ. Исследование проводилось в период пандемии. В качестве
инструмента исследования были использованы следующие методики: оценка нервно-психического
напряжения (автор Т.А. Немчин), выявление уровня подверженности стрессам (автор Е.А. Тарасов),
шкала психологического стресса PSM-25 (автор Лемур-Тесье Филлион). В ходе исследования гипотеза
была подтверждена: значимых различий в подверженности стрессу студентов с ОВЗ и условно здоровых
студентов не обнаружено.
The article discusses the peculiarities of stress susceptibility of
conditionally healthy young people and young people with disabilities. The relevance of the
study is due to the fact that in the modern world, most people experience stress, and this
negatively affects the life of people in general. Young people experience stress due to the fact
that the social situation of the development of adolescence itself is a stressful factor.
Disabled people and young people with disabilities may be more susceptible to stress, as they
are in even more unfavorable conditions in contrast to conditionally healthy people. However, we
assume that the stress susceptibility of persons with disabilities may not differ much from the
stress susceptibility of conditionally healthy young people, since stress susceptibility may
depend on various factors, in particular on the internal picture of the disease, on the
relationship that a person develops with social reality. The study was conducted on the basis of
the Moscow State University of Humanities and Economics, a university where many students with
disabilities and disabilities study. The study was conducted during the pandemic. The following
methods were used as a research tool: assessment of neuropsychic stress (author T.A. Nemchin),
identification of the level of stress susceptibility (author E.A. Tarasov), PSM-25 psychological
stress scale (author Lemur-Tessier Fillion). During the study, the hypothesis was confirmed, no
significant differences in the stress susceptibility of students with disabilities and
conditionally healthy students were found.

Нелюбов С.А., Буланкина Н.Е., Умбрашко К.Б.. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ АРХИТЕКТОНИКА РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА

Данное исследование является естественным продолжением лонгитюдного
исследования в проблемном поле гуманизации региональной информационно-образовательной среды,
которая в настоящее время претерпевает значительные изменения в силу актуализации ценностных
аспектов в полифонии теоретических изысканий и педагогических разработок. Целевые установки
заключаются в дальнейшей разработке и презентации основных направлений инновационной
образовательной деятельности с учетом региональных особенностей в аспекте комплексного
моделирования и проектирования. В результате теоретико-методологического и практического
осмысления современных реалий в мире и регионе в статье в качестве ведущих подходов используются
средовый и культурологический подходы, позволившие сформулировать следующий методологический
посыл, согласно которому конструктивное становление современного профессионального потенциала в
регионе возможно с опорой на лидерские и коммуникативные стратегические ориентиры. Моделирование
и проектирование гуманитарных направлений развития региона доминируют при разработке проблемного
поля исследования в области системной гуманизации и гуманитаризации
информационно-образовательной среды во имя культурного самоопределения личности профессионала, в
базе которого приоритет за интеллектуальной составляющей. Определение ценностных горизонтов
образования позволяет в рамках триединой по цели и задачам интеллектуальной архитектоники как
результата многолетнего исследования регионального уровня системно реализовывать интегративную
комплексную модель целевых установок, содержания и технологичности учебно-воспитательного
процесса. В частности, от проектной деятельности педагога - к культурным практикам обучающихся в
формате проектов в целях создания условий безопасного образовательного пространства. На базе
ценностного контекста искомого микроисследования предложена одна из возможных моделей
инновационных интегрированных практик в рамках непрерывного образования, в базе которого: 1.
Ценностный контекст, охватывающий наиболее значимые аспекты создания условий психологического
равновесия в информационной социокультурной среде. 2. Ведущие направления научно-методической
поддержки профессионального педагогического сообщества в условиях инновационной образовательной
идеологии в аспекте интеллектуальной составляющей. 3. Качественные изменения архитектоники
коммуникационного менеджмента непосредственных его участников. В заключение авторы делают вывод
о необходимости дальнейшей системной разработки, апробации и реализации оптимальных моделей
взаимодействия и бытования непосредственных участников в условиях безопасной
информационно-коммуникативной среды с учетом региональных особенностей и возможностей.
This study is a continuation of longitudinal research in the problem area of
humanistic activities of the regional information and education environment, which is currently
undergoing significant changes due to the actual value aspects of the polyphony of innovative
theoretical research and pedagogical findings. The authors see the mission and goals of this
article in presenting some novel results of the investigation of regional peculiarities in the
aspect of integrated modeling and design. Based on theoretical, methodological and practical
search of modern realities the article focuses on the environmental and cultural approaches as
the leading ones. The latter helps to formulate the following methodological message: the
constructive self-development of the region professional potential is possible if focused on
leadership and communicative strategic guidelines. Modeling and designing of the humanitarian
trends of the regional information and educational spaces are to develop the research array in
terms of the use of systemic humanistic, humanitarian and communicative strategies. It means the
reflexive activity on cultural self-determination of a personality who turns/goes professional,
and then is in need of the basic intellectual skill set as a priority. As a result of developing
the axiology context of the current target study, this project reflects the innovative dominant
value trends integrated into the sociocultural and professional system of the region within the
threefold intellectual architectonics covering the findings for professional potential
development in terms of a) psychological balance; b) the intellectual component of a goer
professional c) the communication management of professionals. In conclusion, the authors state
the significance of the target goals and devices to systematically develop, test and implement
optimal models of communication models for the existence of the participants of a secure
information and communication environment, taking into account regional specifics.

Инютина А.А.. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ТЕОРИЙ И ПРАКТИК ВНЕДРЕНИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ИНСТИТУТАХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье исследуется новый педагогический подход, набирающий популярность в
последние десятилетия. Имеется в виду смешанная модель обучения, позволяющая обеспечить
доступность получения высшего образования различными категориями обучающихся. Боле того, переход
к новому формату обучения был обсуловлен неблагоприятной эпидимиологической ситуацией в мире
(Covid-19). К настоящему моменту российские и зарубежные исследователи предприняли попытки
сформулировать сущность данного подхода и пути его реализации в образовательном процессе, однако
теоретизированного знания о смешанном обучении и практике его реализации все еще недостоточно.
По этой причине организация обучения в смешанном формате до сих пор носит
экспериментально-исследовательский характер. В статье описывается опыт внедрения смешанной
модели обучения в ведущих российских и зарубежных университетах, а именно: Массачусетского
технологического института (the Massachusetts Institute of Technology), Имперского колледжа
Лондона (Imperial College London), Мэрилендского университета (the University of Maryland),
МГИМО МИД России и Томского политехнического университета. Преподаватели отмечают, что благодаря
тому, что часть учебного материала студенты изучают самостоятельно посредством
информационно-коммуникационных технологий до начала аудиторных занятий, высвобождается больше
времени на осмысление полученной информации. Аудиторное занятие в данной связи становится местом
для генерации новых идей и предложений. Таким образом, при организации смешанного обучения
меняется роль преподавателя: он выступает не транслятором готовых знаний, а конультантом и
советником. Следовательно, в результате обучения формируется самостоятельная личность, способная
исследовать и критически анализировать полученную информацию.
The article explores a new pedagogical approach that has been gaining
popularity in recent decades. This refers to a blened learning model that makes it possible to
ensure the availability of higher education for various categories of students. Moreover, the
transition to a new format of education was due to the unfavorable epidemiological situation in
the world (Covid-19). To date, Russian and foreign researchers have made attempts to formulate
the essence of this approach and the ways of its implementation in the educational process,
however, theorized knowledge about blended learning and the practices of its implementation are
still insufficient. For this reason, the organization of training in a blended format is still
experimental. The article describes the experience of implementing a blended learning model in
leading Russian and foreign universities, namely, the Massachusetts Institute of Technology,
Imperial College London, the University of Maryland, Moscow State Institute of International
Relations and Tomsk Polytechnic University. The teachers note that due to the fact that students
study a part of the educational material on their own through information and communication
technologies before the start of the classroom lessons, is freed up more time for analysis of
received information. In this regard, the classroom lesson becomes a place for generating new
ideas and proposals. Thus, when organizing blended learning, the role of the teacher changes -
he acts not as a translator of ready-made knowledge, but as a consultant and adviser.
Consequently, as a result of training, an independent personality is formed, capable of
exploring and critically analyzing the information received.

Колосова Е.В., Карина О.В.. ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В ПРОЦЕССЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается применение метода моделирования в образовательном
процессе по проблеме формирования смысложизненных ориентаций студентов с помощью
знаково-символических средств. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью
формирования смысложизненных ориентаций студентов, способствующих их самосовершенствованию и
осознанию своего вклада в развитие общества. Понимание смысложизненных ориентаций позволяет
осмысленно подходить к планированию жизни в целом, в результате чего молодые люди берут
ответственность за свою жизнь. С помощью общенаучных теоретических методов анализа, синтеза,
обобщения разобрана проблема исследования. В процессе подготовки статьи использовался
психолого-педагогический подход, рассматривающий научные концепции применения метода
моделирования в образовательном процессе. Авторы статьи раскрывают понимание понятия
«смысложизненные ориентации», «знаково-символические средства», «метод моделирования». В статье
анализируются принципы воспитательного процесса, с помощью которых идет активное формирование
смысложизненных ориентаций молодых людей в педагогическом процессе. Также уделяется внимание
проблеме социального воспитания молодых людей, и рассматривается структура подсознания, влияющая
на усвоение информации. Результаты теоретического анализа легли в основу разработки курса по
выбору «Коррекция самоотношения личности», который реализуется в учебном процессе высшего
образования. Описывается структура курса и раскрывается содержательная часть одного из занятий.
Для примера даются тренинговые упражнения, включающие знаково-символические средства метода
моделирования, а также приводятся вопросы, которые обсуждаются в ходе реализации задания к
упражнению. В выводах обобщается систематизация изложенного материала, отмечается, что
теоретические знания по пониманию смысложизненных ориентаций эффективно усваивать в процессе
осмысления жизненных ситуаций.
The article discusses the application of the modeling method in the educational
process on the problem of the formation of students' life orientations with the help of symbolic
means. The relevance of the problem under study is due to the need to form students' life
orientations that contribute to their self-improvement and awareness of their contribution to
the development of society. Understanding the meaning of life orientations allows a meaningful
approach to planning their life as a whole, as a result of which young people take
responsibility for their lives With the help of general scientific theoretical methods of
analysis, synthesis, generalization, the problem of research is analyzed. In the process of
preparing the article, a psychological and pedagogical approach was used, considering the
scientific concepts of applying the modeling method in the educational process. The authors of
the article reveal the understanding of the concept of “meaning-life orientations”,
“sign-symbolic means”, “modeling method”. The article analyzes the principles of the educational
process, with the help of which there is an active formation of meaningful life orientations of
young people in the pedagogical process. Attention is also paid to the problem of social
education of young people, and the structure of the subconscious mind affecting the assimilation
of information is considered. The results of the theoretical analysis formed the basis for the
development of the elective course “Correction of personal self-attitude”, which is implemented
in the educational process of higher education. The course structure is described and the
content part of one of the classes is revealed. For example, training exercises are described,
including sign-symbolic means of the modeling method, as well as questions that are discussed
during the implementation of the exercise task. The conclusions summarize the systematization of
the material presented, it is noted that theoretical knowledge on understanding life
orientations is effectively assimilated in the process of understanding life situations.

Посадский А.В.. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА НАСТАВНИКОВ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СЛУЖБ ГУП «МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН» В КОРПОРАТИВНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА

В статье описывается уникальный практический опыт разработки и реализации в
образовательном процессе Корпоративного университета Транспортного комплекса г. Москвы программы
психолого-педагогической подготовки наставников эксплуатационных служб ГУП «Московский
метрополитен». Данное обучение реализуется для подготовки наставников к осуществлению ими на
постоянной основе непрофессиональной педагогической деятельности по адаптации и введению в
рабочий процесс новых работников. Дано краткое описание актуальности наставнической деятельности
в системе производственного обучения и адаптации работников-новичков. Автором особо отмечается,
что в настоящее время в Российской Федерации наставничество не только является одним из
важнейших направлений кадровой политики многих производственных и коммерческих предприятий, но и
представляет собой один из ключевых векторов государственной политики в области модернизации и
развития системы отечественного образования. В статье наставничество описывается как
определенная система профессионального корпоративного обучения нового работника (стажера) путем
передачи знаний, навыков, принципов корпоративной культуры, а также определяется как
специфическая непрофессиональная педагогическая деятельность. В связи с этим подчеркивается
значимость подготовки эффективных наставников как одной из базовых задач корпоративного
обучения, направленного на подготовку новичка-стажера и на саморазвитие и
личностно-профессиональный рост самого наставника. Автором в рамках описанной программы
психолого-педагогической подготовки наставников выделены функции современного наставника и
описаны возможные формы формирования его психолого-педагогической компетентности. Показаны этапы
разработки содержательной части учебной программы и ее тематические разделы. В конце приводятся
краткие результаты внедрения системы подготовки наставников и дальнейшие планы.
The article describes the unique practical experience of the development and
implementation in the educational process of the Corporate University of the Transport Complex
of Moscow of the program of psychological and pedagogical training of mentors of operational
services of the State Unitary Enterprise “Moscow Metro”. This training is implemented to prepare
mentors for the implementation of non-professional pedagogical activities on an ongoing basis
for the adaptation and introduction of new employees into the work process. A brief description
of the relevance of mentoring activities in the system of industrial training and adaptation of
novice workers is given. The author emphasizes that currently in the Russian Federation
mentoring is not only one of the most important areas of personnel policy of many industrial and
commercial enterprises, but also represents one of the key vectors of state policy in the field
of modernization and development of the domestic education system. The article describes
mentoring not only as a certain system of professional corporate training of a new employee
(trainee) by transferring knowledge, skills, principles of corporate culture, but also defined
as a specific non-professional pedagogical activity. In this regard, the importance of training
effective mentors is emphasized as one of the basic tasks of corporate training aimed both at
training a novice trainee and at self-development and personal and professional growth of the
mentor himself. The author, within the framework of the described program of psychological and
pedagogical training of mentors, identifies the functions of a modern mentor and describes
possible forms of formation of his psychological and pedagogical competence. The stages of the
development of the content part of the program and its thematic sections are shown. At the end,
brief results of the implementation of the mentor training system and further plans are given.

Семянникова В.В.. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В данной статье рассмотрены основные психолого-педагогические принципы подхода
к изучению личности обучающихся. Особое внимание автором уделено тому, что, прежде чем изучать
личность школьника, необходимо вначале изучить коллектив, тогда станет видимым то общее, что
объединяет детей, станет реально возможным использование коллектива для формирования конкретной
личности. В первую очередь изучаются наиболее действенные компоненты коллективной жизни, или
основные показатели воспитанности коллектива. Для получения достоверной информации в ходе
проведения урока по физической культуре и представления об обучающихся важнейшим методом сбора
информации является наблюдение за их поведением. Как указывается автором, на первой стадии
образования общественного мнения дети часто соединяют в своем сознании события, явления, факты
по второстепенным, а не по существенным признакам, не по внутреннему содержанию, а по внешнему
проявлению. Причем коллектив, с одной стороны, как бы воплощает в себе суммарную воспитанность
детей, а с другой - личность обязательно чем-то отличается от других, занимая определенное
положение в системе внутриколлективных отношений. Целью работы явилось изучение зрелости
общественного мнения, системы общественных зависимостей между членами коллектива в
образовательном процессе при реализации предмета «Физическая культура». Вместе с тем, резюмируя,
автор указывает, что в изучении обучающихся в процессе занятий следует исходить из целостного
подхода к личности. При разработке содержания педагогической диагностики уточняют прежде всего
критерии - основные показатели, по которым можно судить о воспитанности в той или иной области.
В качестве критерия выступают или основные признаки качества, или его составные элементы. Таким
образом, изучая коллектив, мы тем самым изучаем самое существенное в духовном мире личности,
определяем основные направления ее общего развития, действенность коллектива в формировании
внутреннего мира воспитанника.
This article discusses the main psychological and pedagogical principles of the
approach to the study of the personality of students. The author pays special attention to the
fact that before studying the personality of a schoolchild, it is necessary first to study the
collective, then the common thing that unites children will become visible, it will become
really possible to use the collective to form a specific personality. First of all, the most
effective components of collective life, or the main indicators of the upbringing of the team,
are studied. To obtain reliable information in the course of a lesson in physical culture and to
understand the students, the most important method of collecting information is to observe their
behavior. As the author points out, at the first stage of the formation of public opinion,
children often combine events, phenomena, facts in their minds according to secondary, and not
according to essential features, not according to their internal content, but according to their
external manifestation. Moreover, the collective, on the one hand, as it were, embodies the
total upbringing of children, and on the other hand, the individual necessarily differs from
others in some way, occupying a certain position in the system of intra-collective relations.
The purpose of the work was to study the maturity of public opinion, the system of social
dependencies between members of the team in the educational process in the implementation of the
subject "Physical Education". At the same time, summarizing the author points out that in the
study of students in the process of classes, they proceed from a holistic approach to
personality. When developing the content of pedagogical diagnostics, first of all, the criteria
are clarified - the main indicators by which one can judge one's upbringing in a particular
area. The criterion is either the main features of quality, or its constituent elements. Thus,
studying the collective, we thereby study the most essential in the spiritual world of the
individual, determine the main directions of its general development, the effectiveness of the
collective in shaping the inner world of the pupil.

Сухова Н.А.. ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МЕДИАТОРОВ-ПЕРЕВОДЧИКОВ В ЯЗЫКОВЫХ ВУЗАХ

Статья посвящена технологиям медиаторов-переводчиков в профессиональной
деятельности - переводе и разрешении конфликтов. Актуальность данного исследования подтверждают
противоречия: между необходимостью ввести обучение медиаторов-переводчиков в языковые вузы
страны и отсутствием педагогической системы и технологий их становления; между глобализационными
процессами, происходящими в мире и идентификацией граждан любой национальности, стремящихся
сохранить свои ценности, язык и обычаи. Цель статьи: описать технологии обучения
медиаторов-переводчиков в языковом вузе . Методологическая база исследования основывается на
методе анализа и синтеза научной литературы по педагогике, психологии, культурологии,
лингвистике, на классификации видов конфликтов, на методе лингвистических сопоставлений языков,
на методе наблюдения за поведением носителей языка. В статье описана деятельность
медиатора-переводчика по разрешению конфликтов, возникающих на уровне невербального поведения, в
процессе перевода прецедентных имен, высказываний и концептов. Медиатор-переводчик должен
владеть следующими компетенциями: поликультурно-глобализационной и медиативной. Основной
технологией поликультурно-глобализационной компетенции является составление и толкование
диапазона поликультурных концептов. К технологиям медиативной компетенции относятся: 1)
толерантность; 2) рассмотрение ситуации с другой стороны; 3) запреты для
медиаторов-переводчиков; 4) описание в процессе медиации стереотипного невербального поведения;
5) перевод прецедентных имен и высказываний; 6) перевод концептов. Идеи, описанные в статье,
могут быть полезны для преподавателей, ведущих практику перевода и читающих лекции по теории
поликультурной коммуникации.
The paper is devoted to technologies of mediators-translators/interpreters in
the professional activity - translation and resolving conflicts. The relevance of this research
is confirmed with contradictions:-between the necessity to teach mediators -
translators/interpreters at language universities of country and the lack of the pedagogical
system and its technologies; - between global processes in the world and the citizen
identification of every nationality that tries to save its values, language and customs. The
purpose of the paper is to describe technologies of mediators-translators/interpreters at the
language university. The methodology of the study is based on the method of analysis and
synthesis of scientific literature in pedagogy, psychology, cultural studies, linguistics, on
the conflicts-classification, on the method of linguistic comparison, on the method of observing
the behavior of native speaker. In the paper is described the activity of
mediator-translator/interpreter who resolves conflicts on the level of nonverbal behavior, in
the process of translation of precedent names and statements and concepts.
Mediator-translator/interpreter must have following competences: pluricultural-global and
meditative. The main technology of pluricultural-global competence is the formulation and the
interpretation of pluricultural concepts range. The technologies of the mediative competence
are: 1) tolerance; 2) reframing; 3) prohibitions for mediator-translator/interpreter; 4)
description of stereotyped nonverbal behavior; 5) the translation of precedent names and
statements; 6) the translation of concepts. The ideas described in the paper might be used by
lecturers who deliver lectures and conduct seminars in translation and pluricultural
communication.

Чжоу С.. ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР МЕЖКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ

Статья содержит теоретический анализ понятия «полиэтническая образовательная
среда вуза» как значимой категории в современной педагогической науке. Основными факторами,
обуславливающими необходимость всестороннего изучения теории и практики создания эффективной
полиэтнической образовательной среды вуза, выступают качественные трансформации в мировом
образовательном пространстве, увеличение квоты на обучение иностранных студентов в российских
вузах и повышение спроса на российские образовательные программы в рамках экспорта образования.
Создание полиэтнической образовательной среды вуза является важным условием для становления и
функционирования процессов поликультурного образования, актуальных в условиях глобализации
общества. В статье определены ключевые подходы к изучению понятия полиэтнической образовательной
среды, выявлены соотношения данного понятия с понятиями «межкультурная образовательная среда» и
«поликультурная образовательная среда». Полиэтническая образовательная среда рассматривается в
статье с нескольких позиций: как условие успешной межкультурной адаптации иностранных студентов
в российской образовательной организации; как совокупность специально организованных условий для
обеспечения полиэтнического взаимодействия представителей разных национальностей и конфессий в
образовательном процессе высшей школы, а также как фактор ранней профилактики межнациональных
конфликтов в условиях интернационализации высшего образования. Помимо того, в статье приводится
описание организационной структуры полиэтнической образовательной среды классического
университета, в которой присутствуют шесть взаимосвязанных компонентов, образующих систему,
направленную на формирование межкультурной компетенции личности. В структуре полиэтнической
образовательной среды выделены образовательный, воспитательный, информационный, методический,
материально-технический компоненты, а также компонент психолого-педагогического сопровождения
участников образовательного процесса.
The article contains a theoretical analysis of the concept of “multiethnic
educational environment of the university” as a significant category in modern pedagogical
science. Transformations in the global educational area, rise in the quota for teaching foreign
students in Russian universities and increase in demand for Russian educational programs within
the framework of education expanse become the main factors which determine the need for a
comprehensive study of creating an effective multiethnic educational environment of the
university. Such an environment is an important condition for the formation and functioning of
the processes of multicultural education, relevant in the context of globalization. The article
defines the key approaches to the study of the concept of a multiethnic educational environment,
reveals the relationship of this concept with the terms "intercultural educational environment"
and "multicultural educational environment". The multiethnic educational environment is
considered in the article from several positions: as a condition for successful intercultural
adaptation of foreign students in a Russian educational organization; as a set of specially
organized conditions for ensuring multiethnic interaction of representatives of different
nationalities and faiths in the educational process of higher education, as well as a factor of
early prevention of interethnic conflicts in the conditions of current internationalization of
higher education. In addition, the article describes the organizational structure of the
multiethnic educational environment of the classical university, in which there are six
interrelated components forming a system aimed at the formation of intercultural competence of
the individual. In the structure of the multiethnic educational environment there are
educational, formative, informational, methodological, material and technical components, as
well as a component of psychological and pedagogical support of participants in the educational
process.