Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (62) (2023)
УДК 159.91
DOI 10.24888/2073-8439-2023-62-2-6-15
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГИБРИДНОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Статья посвящена характеристике психолого-педагогических условий функционирования гибридной интеллектуальной системы обучения (ГИОС) математике в старшей школе. Описаны внутренние условия, связанные с разработкой и первичной апробацией ГИОС: методологическое обоснование интеллектного управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся в целом и проектно-исследовательской деятельностью в частности; выявление персонализированных параметров научного потенциала старшеклассников, определяющего структуру контента; разработка диагностического инструментария для учета индивидуально-психологических особенностей обучающихся как компонента интеллектного управления в математическом моделировании исследовательской деятельности; разработка процедуры и технологии формирования индивидуальных образовательных маршрутов на основе учета профилей мышления обучающихся. Данные условия в итоге определили архитектуру и функционал гибридной нейронной сети. В комплексной апробации внутренних условий функционирования ГИОС в рамках пилотного эксперимента были задействованы 711 старшеклассников. Результаты пилотного исследования свидетельствуют о плавном ежегодном увеличении количества высоких баллов в экспериментальных группах, связанном с углубленным изучением предмета в рамках учебно-исследовательской деятельности школьника по освоению сложного математического знания с применением гибридной интеллектуальной системы, что подтвердило эффективность функционирования системы интеллектного управления проектно-исследовательской деятельностью обучающихся. Показано, что не менее важное значение для успешного внедрения ГИОС имеют и внешние условия, связанные с готовностью субъектов проектно-исследовательской деятельности к ее использованию. Следовательно, эффективность функционирования гибридной интеллектуальной обучающей системы обусловлена не только готовностью педагогов, но и мотивационной и технологической готовностью старшеклассников к осуществлению проектно-исследовательской деятельности в гибридной обучающей среде.
Ключевые слова
интеллектное управление; гибридная интеллектуальная система обучения математике; исследовательская деятельность; психолого-педагогические условия; старшеклассники
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FUNCTIONING OF A HYBRID INTELLECTUAL SYSTEM OF TEACHING MATHEMATICS IN HIGH SCHOOL
The article examines the characteristics of the psychological and pedagogical conditions required for the functioning of the hybrid intellectual system of teaching (HIST) mathematics in high school. The article describes such internal conditions related to the development and primary trial of the HIST as the methodological basis of the intellectual management of educational and cognitive activity of students in general and the research and project activities in particular, the identification of the personalized parameters of the high school students’ scientific potential which determines the teaching content, the development of such diagnostic tools that can take the students’ individual psychological characteristics into account and serve as a component of intellectual management in the mathematical modelling of research activities, the development of the procedures and the methods of creating individual educational routes that are based on the students’ types of thinking. These conditions determined the architecture and functions of the hybrid neural network. The trial experiment on the internal conditions of the functioning of HIST involved 711 high school students. The results of the trial study indicate a steady annual increase in the number of students in experimental groups who get high scores, which is connected with an in-depth study of mathematics within the framework of the student's educational and research activities aimed at acquiring complex mathematical knowledge with the help of a hybrid intellectual system. The obtained results confirmed the effectiveness of the intelligent management system of the students' research and project activities. It was found that the external conditions, i.e. the readiness of the participants of the research and project activities to use the HIST, is not unimportant for its successful implementation. Consequently, the effectiveness of the hybrid intelligent learning system is determined not only by the readiness of the teachers, but also by the motivational and technological readiness of high school students to carry out research and project activities in a hybrid learning environment.
Key words:
intellectual management; hybrid intellectual system of teaching mathematics; research activity; psychological and pedagogical conditions; high school students
Список литературы
-
Абрамова И.В., Вечтомов Е.М., Шилова З.В. Инновационные аспекты организации проектно-исследовательской деятельности педагогов в вузе // Перспективы науки и образования. 2020. № 3 (45). С. 488-507. https://doi.org/10.32744/pse.2020.3.35
-
Андреев И.В. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. 608 с
-
Боровская С.В. Педагогические условия повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя: автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 1999. 23 с
-
Дворяткина С.Н., Меренкова В.С., Смирнов Е.И. Диагностика готовности учащихся старших классов к исследовательской деятельности по математике как этап проектирования гибридной интеллектуальной обучающей среды // Перспективы науки и образования. 2021. № 6 (54). С. 192-210. https://doi.org/10.32744/pse.2021.6.13
-
Дворяткина С.Н., Смирнов Е.И., Щербатых С.В. Интеллектное сопровождение проектно-исследовательской деятельности школьников в гибридной среде обучения математике. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2021. 209 с
-
Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2010. 512 с
-
Карпачева И.А., Игонина Е.В., Симоновская Г.А. Методическое обеспечение гибридной интеллектуальной системы с когнитивным моделированием проектно-исследовательской деятельности на основе профилей мышления // Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования: сборник тезисов докладов международной научной конференции. 30 сентября - 2 октября 2022 г. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2022. С. 139-142
-
Козлов В.В., Мазилов В.А., Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт психотерапии и клинической психологии, 2018. 660 с
-
Меренкова В.С., Карпачева И.А. Специфика и методики исследования индивидуальнопсихологических особенностей старшеклассников как компонента интеллектного управления в математическом моделировании исследовательской деятельности школьников // Психология образования в поликультурном пространстве. 2021. № 3 (55). С. 6-14. https://doi.org/10.24888/2073-8439-2021-55-3-6-14
-
Найн А.Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам. Челябинск: Урал ГАФК, 2000. 187 с
-
Практикум по возрастной психологии. Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб. Речь, 2002. 694 с
-
Савостьянова И.Л. Педагогические условия реализации методической системы формирования профессиональной информационной компетентности бакалавров-экономистов // Фундаментальные исследования. 2014. № 12. С. 1545-1549
-
Смирнов Е.И. Интеллектуальное управление в оценочной деятельности: параметры и классификатор баз данных нейронной сети // Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования: Сборник тезисов докладов международной научной конференции, посвященной 180-летию педагогического образования в г. Ельце, Елец, 25-27 сентября 2020 года. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2020. С. 160-162
-
Смирнов Е.И., Тихомиров С.А., Дворяткина С.Н. Технология самоорганизации математической деятельности на основе интеллектного управления // Перспективы науки и образования. 2020. № 3 (45). С. 77-86. https://doi.org/10.32744/pse.2020.3.6
-
Шаршов И.А. Оценка эффективности научно-исследовательской деятельности в современном университете // Гаудеамус. 2014. № 1 (23). С. 38-44
-
Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева, Г.Р. Имаева, Л.В. Спиридонова. М.: Издательство НАФИ, 2019. 84 с
-
Dvoryatkina S.N., Zhuk L.V., Smirnov E.I., Shcherbatykh S.V. Development managing stages of hybrid intelligent learning environment for student’s mathematics research activities // Perspectives of Science and Education. 2023. № 62 (2). С. 174-190. https://doi.org/10.32744/pse.2023.2.10