Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (62) (2023)
УДК 159.9.07
DOI 10.24888/2073-8439-2023-62-2-28-37
ИЗУЧЕНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РОССИИ И ВО ВЬЕТНАМЕ
Статья содержит результаты эмпирического исследования лидерских качеств учащихся младших классов российских и вьетнамских школ. Актуальность исследования подтверждается особым интересом психологов к процессу развития личности ребенка, его социализации и формированию уникального образа жизни, в котором важную роль играют индивидуальные особенности детей и социокультурные условия, в которых они развиваются. Цель исследования заключается в изучении особенностей лидерских качеств детей младшего школьного возраста из России и Вьетнама (в разных социокультурных и педагогических условиях), которые, по мнению автора, представляют интерес для педагогов-психологов при выборе методов работы по развитию и формированию лидерских качеств у школьников в разных социокультурных образовательных средах. В выполнении этих задач особая роль отводится современной системе образования, которая требует новых психолого-педагогических методов и технологий формирования лидерских качеств обучающихся. Обучение лидерству - это не стихийный процесс, его можно и нужно организовывать, и делать это следует в процессе воспитания и обучения. Исследование носит кросс-культурный характер и проводилось на двух выборках испытуемых в России и Вьетнаме. Для сопоставления и анализа результатов использовался идентичный диагностический материал: методика «Социометрия» для измерения уровня сплоченности, определения социометрических статусов и выявления неформальных лидеров; методика «Лесенка» (В.Г. Щур) для определения самооценки ребенка и представлений ребенка о том, как его оценивают другие; тест «Я - Лидер» (А.Н. Лутошкин, адаптирована автором) для определения развитости лидерских качеств у ребенка (умение управлять собой, организаторские навыки и т.д.); анкета на определение уровня развития волевых качеств учащихся (Т.И. Шульга). Все инструкции и содержание методик были переведены на вьетнамский язык. Для оценки различий между двумя выборками был применен U-критерий Манна-Уитни. Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что уровень развития лидерских качеств младших школьников определяется возрастными нормами психического развития и не имеет существенных различий в России и во Вьетнаме.
Ключевые слова
лидерство; лидерские качества; личность ребенка; возрастные особенности; младшие школьники; кросс-культурное исследование
STUDYING THE LEADERSHIP QUALITIES OF JUNIOR STUDENTS IN RUSSIA AND VIETNAM
The article contains the results of an empirical study of the leadership qualities of primary school students in Russian and Vietnamese schools. The relevance of the study is confirmed by the special interest of psychologists in the process of development of the child's personality, his socialization and the formation of a unique lifestyle, in which the individual characteristics of children and the sociocultural conditions in which they develop play an important role. The purpose of the study is to study the characteristics of leadership qualities of children of primary school age from Russia and Vietnam (in different sociocultural and pedagogical conditions), which, in the author's opinion, are of interest to educational psychologists when choosing methods of work on the development and formation of leadership qualities in schoolchildren in different sociocultural educational environments. In fulfilling these tasks, a special role is given to the modern education system, which requires new psychological and pedagogical methods and technologies for the formation of students' leadership qualities. Leadership training is not a spontaneous process, it can and should be organized, and this should be done in the process of education and training. The study is cross-cultural in nature and was conducted on two samples of subjects in Russia and Vietnam. To compare and analyze the results, identical diagnostic material was used: the Sociometry method for measuring the level of cohesion, determining sociometric statuses and identifying informal leaders; the "Ladder" method (V.G. Shchur) for determining the child's self-esteem and the child's ideas about how others evaluate him; test "I am a Leader" (A.N. Lutoshkin, adapted by the author) to determine the development of leadership qualities in a child (the ability to manage oneself, organizational skills, etc.); questionnaire to determine the level of development of volitional qualities of students (T.I. Shulga). All instructions and method content have been translated into Vietnamese. The Mann-Whitney U-test was used to evaluate the differences between the two samples. Analysis of the results of the study allows us to conclude that the level of development of leadership qualities of younger students is determined by the age norms of mental development and does not have significant differences in Russia and Vietnam.
Key words:
leadership; leadership qualities; child's personality; age characteristics; younger schoolchildren; cross-cultural research
Список литературы
-
Бартошек И.Ф. Теория, проблемы и типология лидерства в детском движении и ученическом самоуправлении // Психология, социология и педагогика. 2018. № 4. URL: https://psychology.snauka.ru/2018/04/8554 (дата обращения: 24.02.2023)
-
Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства. Оренбург: ИПК ОГУ, 2000. 167 с
-
Вавилкин В.Н., Ануфриенко Л.В. История изучения лидерских качеств у зарубежных и отечественных авторов // Вестник Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы МЧС России. 2015. № 4. С. 179-184
-
Губанова О.А., Ануфриенко Л.В. Закономерности лидерских качеств личности в работах отечественных авторов // Вестник Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы МЧС России. 2014. № 4. С. 193-198
-
Зайцева Е.А., Савченко И.А. Проблема лидерства в отечественной науке: эволюция взглядов и основные подходы // Труды Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева. 2011. № 1 (86). С. 284-296
-
Занковский А.Н. Психология лидерства: от поведенческой модели к культурно-ценностной парадигме. М.: Институт психологии РАН, 2011. 296 с
-
Колдунова Е.В. Дефицит лидерства в Восточной Азии: шансы для малых и средних стран // Международные процессы. 2011. Т. 9. № 2 (26). С. 70-81
-
Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Мн.: Нар. асвета, 1984. 239 с
-
Ле Л.Н. Эффективность формирования имиджа вьетнамских политических лидеров // Мир современной науки. 2020. № 1 (59). С. 67-71
-
Логвинов И.Н. Основные тенденции в изучении феномена лидерства в современной отечественной психологии // Научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 97 (3). С. 1343-1366
-
Мальковская Г.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988. 144 с
-
Нгуен З.Н., Куликова Т.И. Роль образовательной среды в формировании лидерских качеств младшего школьника (на примере российской и вьетнамской школы) // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 2. С. 166-170
-
Тажутдинова Г.Ш. Взаимосвязь лидерства и направленности личности подростка: Монография. Махачкала: РИО - ДИРО, 2019. 135 с
-
Уманский Л.И. Организаторские способности и их развитие. Курск: КГУ, 1967. 191 c
-
Ясвин В.А. Развитие лидерского потенциала старшеклассников и студентов в условиях // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2011. № 3 (12). С. 73-84
-
Nguyễn Khắc Viện, Từ điển tâm lí học, Nxb Thế Giới - Trung tâm Nghiên cứu Tâm lý Trẻ em, Hà Nội, 1995. 351 trang. (Нгуен Кхак Вьен. Словарь психологии. Всемирный издательский дом: Исследовательский центр детской психологии. Ханой, 1995. 351 с.)