Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (62) (2023)
УДК 316.647.5
DOI 10.24888/2073-8439-2023-62-2-38-46
ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К БЕЖЕНЦАМ У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ
Статья посвящена исследованию толерантности школьников и студентов по отношению к беженцам. Данная специфическая социальная группа является крайне уязвимой и остро нуждается в защите и разнообразной помощи, особенно актуальной в связи с ростом числа беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации. Адаптация беженцев неразрывно связана с уровнем толерантности принимающего сообщества. Специфика принимающей страны и форма, в которой доминирующая культура влияет на приезжих, являются мощным фактором, способствующим успешной адаптации беженцев. В связи с этим крайне важно формировать толерантную среду, в которую попадают юные школьники и студенты - дети беженцев, приспосабливаясь к новым условиям принимающей культуры. Объектом исследования выступили школьники и студенты, проживающие в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. Для исследования толерантности молодежи, а также для изучения социальных установок школьников и студентов по отношению к беженцам использовались следующие методы: экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова); методика «Приписывание качеств» (Д. Кац, К. Брейли); авторская анкета (включающая в себя биполярную шкалу качеств и вопросы, направленные на выявление социально-демографических характеристик). Был выявлен средний уровень толерантности у школьников и студентов, различий между группами не обнаружено. Данные свидетельствуют о том, что половина опрошенных студентов и школьников считает, что беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше. Было выявлено содержательное наполнение образа беженца у современной молодежи. Показано, что в образе беженца преобладают негативные качества: страх, агрессивность, наглость, подозрительность, тревожность. Среди положительных характеристик опрошенные отмечают силу и стойкость. Большинство опрошенных используют эмоции в качестве описания качеств, присущих беженцам, что может свидетельствовать о предположении школьников и студентов о том, что беженцы часто испытывают данные эмоции: страх, испуг, грусть, злость. Представляется важным и перспективным, с одной стороны, проведение дальнейших исследований, направленных на изучение образа беженца у современной молодежи. С другой стороны, представленные данные могут быть использованы в групповой и индивидуальной психологической работе по формированию установок толерантного сознания по отношению к беженцам среди молодежи.
Ключевые слова
толерантность; беженцы; адаптация; миграция; молодежь; школьники; студенты
TOLERANCE TOWARD REFUGEES AMONG SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS
This article is devoted to the study of tolerance of schoolchildren and students towards refugees. This specific social group is extremely vulnerable and in dire need of protection and a variety of assistance. This is especially relevant due to the growing number of refugees and internally displaced persons in the Russian Federation. Refugee adaptation is inextricably linked to the host community's level of tolerance. The specificity of the host country and the form in which the dominant culture influences visitors is a powerful factor which contributes to the successful adaptation of refugees. In this regard, it is extremely important to form a tolerant environment in which young schoolchildren and students - children of refugees, adapting to the new conditions of the host culture. The object of the study was schoolchildren and students living in Moscow, St. Petersburg and Kazan. To study the tolerance of young people, as well as to study the social attitudes of schoolchildren and students towards refugees, the following methods were used: the questionnaire “Tolerance Index” (G.U. Soldatova, O.A. Kravtsova, O.E. Khukhlaev, L.A. Shaygerova); the “Attribution of Qualities” technique (D. Katz, K. Braley); author's questionnaire (including a bipolar quality scale and questions aimed at identifying socio-demographic characteristics). The average level of tolerance in schoolchildren and students was revealed, significant differences between the groups were not found. The data indicates that half of the students and schoolchildren believe that refugees should be helped no more than everyone else, since locals also have problems. The image of a refugee in modern youth was revealed. It is shown that negative qualities prevail in the image of a refugee: fear, aggressiveness, arrogance, suspicion, anxiety. Among the positive characteristics, the respondents note strength and resilience. Most of the respondents use emotions as a description of the qualities attributed to refugees, which may indicate the assumption that schoolchildren and students think that refugees often experience the following emotions: fear, fear, sadness, anger. On the one hand, it seems important to conduct further research aimed at studying the image of a refugee among modern youth. On the other hand, the presented data can be used in group and individual psychological work to form attitudes of tolerant consciousness towards refugees among young people.
Key words:
tolerance; refugees; adaptation; migration; youth; schoolchildren; students
Список литературы
-
Бардиер Г. Социальная психология толерантности. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2005. 120 с
-
Богданова Л.Н. Исследование толерантности // Всероссийский криминологический журнал. 2011. № 1. С. 75-80
-
Глазкова Ю.Д. Социокультурная адаптация детей из семей беженцев в образовательном пространстве в России // Адаптация мигрантов и социализация коренной молодежи в поликультурном образовательном пространстве России и зарубежных стран. Материалы пятой региональной научно-практической конференции с международным участием. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2016. С. 66-72
-
Голубь О.В., Ефименко Е. Л. Проблема формирования толерантности у студентов-медиков // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2006. № 3. С. 96-98
-
Грачева Ю.И. Воспитание толерантности студентов в учебно-воспитательном процессе технического вуза: дис. … канд. пед. наук. Самара, 2009. 214 с
-
Гуриева С.Д. Психология этнического конфликта. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2021. 406 с
-
Додзина О.Б. Гендерные особенности толерантности подростков // Казанский педагогический журнал. 2020. № 2. С. 255-260
-
Карнелович М.М., Казаренков В.И., Казаренкова Т.Б. Эмпатийность и рефлексивность как детерминанты этнической толерантности студентов русской и белорусской общностей // Вестник университета. 2020. № 7. С. 199-205
-
Лебедева Н.М. Этнопсихология. М.: Юрайт, 2023. 491 с
-
Панферов В.Н. Классификация психологических качеств человека // Практическая психология. Методология и методики научных исследований: cборник статей. СПб., 1996. С. 3-21
-
Почебут Л.Г. Межкультурная коммуникативная компетентность: толерантность или ассертивность // Вестник Удмуртского университета. 2017. Т. 27. № 2. С. 189-195
-
Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы / Под ред. Г.У. Солдатовой. М.: Смысл, 2001. 279 с
-
Смолина Т.Л. Толерантность и интолерантность в российском обществе: учебно-методическое пособие. СПб.: Издательство АНО «ИПП», 2006. 68 с
-
Смолина Т.Л., Мельникова А.А. Психология кросс-культурной адаптации. СПб.: Скифия, 2017. 304 с
-
Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. 389 с
-
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: ИП РАН, «Академический проект», 2000. 320 с