Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (62) (2023)
УДК 159.9
DOI 10.24888/2073-8439-2023-62-2-47-55
ИЗУЧЕНИЕ ПОДВЕРЖЕННОСТИ СТРЕССУ УСЛОВНО ЗДОРОВЫХ СТУДЕНТОВ И СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье рассматриваются особенности подверженности стрессу условно здоровых молодых людей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире большинство людей испытывает стресс, и это негативным образом влияет в целом на жизнедеятельность людей. Молодые люди испытывают стресс в силу того, что социальная ситуация развития юношеского возраста сама по себе является стрессогенным фактором. Инвалиды и молодые люди с ОВЗ могут быть в большей мере подвержены стрессу, так как они находятся в еще более невыгодных условиях в отличие от условно здоровых людей. Однако мы предполагаем, что подверженность стрессу лиц с ОВЗ может не сильно отличаться от подверженности стрессу условно здоровых молодых людей, так как подверженность стрессу может зависеть от разных факторов, в частности, от внутренней картины болезни, от отношений, которые складываются у человека с социальной действительностью. Исследование было проведено на базе ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», в вузе, где обучается много студентов с инвалидностью и ОВЗ. Исследование проводилось в период пандемии. В качестве инструмента исследования были использованы следующие методики: оценка нервно-психического напряжения (автор Т.А. Немчин), выявление уровня подверженности стрессам (автор Е.А. Тарасов), шкала психологического стресса PSM-25 (автор Лемур-Тесье Филлион). В ходе исследования гипотеза была подтверждена: значимых различий в подверженности стрессу студентов с ОВЗ и условно здоровых студентов не обнаружено.
Ключевые слова
стресс; подверженность стрессу; юношеский возраст; условно здоровые студенты; студенты с ограниченными возможностями здоровья
STUDY OF STRESS SUSCEPTIBILITY OF CONDITIONALLY HEALTHY STUDENTS AND STUDENTS WITH DISABILITIES
The article discusses the peculiarities of stress susceptibility of conditionally healthy young people and young people with disabilities. The relevance of the study is due to the fact that in the modern world, most people experience stress, and this negatively affects the life of people in general. Young people experience stress due to the fact that the social situation of the development of adolescence itself is a stressful factor. Disabled people and young people with disabilities may be more susceptible to stress, as they are in even more unfavorable conditions in contrast to conditionally healthy people. However, we assume that the stress susceptibility of persons with disabilities may not differ much from the stress susceptibility of conditionally healthy young people, since stress susceptibility may depend on various factors, in particular on the internal picture of the disease, on the relationship that a person develops with social reality. The study was conducted on the basis of the Moscow State University of Humanities and Economics, a university where many students with disabilities and disabilities study. The study was conducted during the pandemic. The following methods were used as a research tool: assessment of neuropsychic stress (author T.A. Nemchin), identification of the level of stress susceptibility (author E.A. Tarasov), PSM-25 psychological stress scale (author Lemur-Tessier Fillion). During the study, the hypothesis was confirmed, no significant differences in the stress susceptibility of students with disabilities and conditionally healthy students were found.
Key words:
stress; exposure to stress; adolescence; conditionally healthy students; students with disabilities
Список литературы
-
Александровский Ю.А. Посттравматическое стрессовое расстройство и общие вопросы развития психогенных заболеваний // Российский психиатрический журнал. 2005. № 1. С. 4-12
-
Андреева А.А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов: дис. … канд. псих. наук. Тамбов, 2019. 219 с
-
Гребенникова В.М., Бонкало Т.И., Руденко Е.Ю. Особенности развития у студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья качеств конкурентоспособной личности // Педагогика и просвещение. 2019. № 4. С. 76-85
-
Жидкова Ю.М., Малорошвило Л.Н. Внутренние картины здоровья и болезни студента с ограниченными возможностями здоровья как факторы его социальной интеграции в образовательном пространстве вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 39. С. 711-715. URL: http://e-koncept.ru/2017/970469.htm (дата обращения: 5.05.2023)
-
Китаев-Смык Л.А. Психология стресса Психологическая антропология стресса. М.: Академический Проект, 2009. 943 с
-
Корзун С.А., Остромецкая Э.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений с совладающим поведением подростков // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие. Материалы V Международной научной конференции. Том 2. Кострома: КГУ, 2019. С. 50-53
-
Корягина И.А, Королев Г.В. Изучение источников стресса среди студентов высших учебных заведений // Гуманитарные науки. 2019. № 3 (47). С. 155-158
-
Кормилкина Т.П., Попов В.Ю., Бурыгина Т.А., Шеметова Г.Н. Использование гаджетов среди студенческой молодежи и их воздействие на здоровье студентов и формирование патологии // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2017. Т. 7. № 6. С. 823-824
-
Лурия А.Р. Внутренняя картина болезней и иатрогенные заболевания. М.: Медицина, 1977. 111 с
-
Любченко М.Ю., Столярова В.В. Роль социальных факторов в развитии невротических расстройств // Медицина и экология. 2016. № 2. С. 37-44
-
Николаева В.В. Внутренняя картина болезни при некоторых психических заболеваниях: автореф. дис. … канд. псих. наук. М., 1970. 18 с
-
Павлова А.М. Субъективные особенности студентов с ограниченными возможностями здоровья, препятствующие их успешной адаптации // Молодой ученый. 2016. № 18 (122). С. 193-196. URL: https//moluch.ru/archive/122/33614/ (дата обращения: 5.05.2023)
-
Русяева И.А., Богданова М.В. Связь защитно-совладающего поведения отцов и детей // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие. Материалы V Международной научной конференции. Том 2. Кострома: КГУ, 2019. С. 92-96
-
Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960. 254 с
-
Тадевосян А. Стрессология как теоретическая концепция стрессовых расстройств (аналитический обзор) // Российский психиатрический журнал. 2006. № 6. С. 86-92
-
Шинина Т.В. Проблемы личности инвалидов: социально-психологические аспекты // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011. № 3. С. 145-150
-
Шутенко Е.Н. Психологическое здоровье молодежи в условиях социокультурных трансформаций современного общества // Психолог. 2018. № 3. С. 32-40. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=27044 (дата обращения: 5.05.2023)
-
Фоминых Е.С. Психологический анализ рисков виктимизации студентов с ограниченными возможностями здоровья в профессионально-образовательной среде // Грани познания. 2012. № 2. С. 69-73
-
Lazarus R.S. Coping theory and research: past, present, and future // Psychosomatic Medicine. 1993. Vol. 55(3). Pp. 234-247. https://doi.org/10.1097/00006842-199305000-00002
-
Folkman S., Lazarus R.S. Manual for Ways of Coping Questionnaire. Palo Alto: Consulting Psychological Press, 1988
-
Vaillant G.E. Adaptation to life. Boston: Little, Brown, 1997