Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (62) (2023)
УДК 37.01
DOI 10.24888/2073-8439-2023-62-2-56-64
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ АРХИТЕКТОНИКА РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА
Данное исследование является естественным продолжением лонгитюдного исследования в проблемном поле гуманизации региональной информационно-образовательной среды, которая в настоящее время претерпевает значительные изменения в силу актуализации ценностных аспектов в полифонии теоретических изысканий и педагогических разработок. Целевые установки заключаются в дальнейшей разработке и презентации основных направлений инновационной образовательной деятельности с учетом региональных особенностей в аспекте комплексного моделирования и проектирования. В результате теоретико-методологического и практического осмысления современных реалий в мире и регионе в статье в качестве ведущих подходов используются средовый и культурологический подходы, позволившие сформулировать следующий методологический посыл, согласно которому конструктивное становление современного профессионального потенциала в регионе возможно с опорой на лидерские и коммуникативные стратегические ориентиры. Моделирование и проектирование гуманитарных направлений развития региона доминируют при разработке проблемного поля исследования в области системной гуманизации и гуманитаризации информационно-образовательной среды во имя культурного самоопределения личности профессионала, в базе которого приоритет за интеллектуальной составляющей. Определение ценностных горизонтов образования позволяет в рамках триединой по цели и задачам интеллектуальной архитектоники как результата многолетнего исследования регионального уровня системно реализовывать интегративную комплексную модель целевых установок, содержания и технологичности учебно-воспитательного процесса. В частности, от проектной деятельности педагога - к культурным практикам обучающихся в формате проектов в целях создания условий безопасного образовательного пространства. На базе ценностного контекста искомого микроисследования предложена одна из возможных моделей инновационных интегрированных практик в рамках непрерывного образования, в базе которого: 1. Ценностный контекст, охватывающий наиболее значимые аспекты создания условий психологического равновесия в информационной социокультурной среде. 2. Ведущие направления научно-методической поддержки профессионального педагогического сообщества в условиях инновационной образовательной идеологии в аспекте интеллектуальной составляющей. 3. Качественные изменения архитектоники коммуникационного менеджмента непосредственных его участников. В заключение авторы делают вывод о необходимости дальнейшей системной разработки, апробации и реализации оптимальных моделей взаимодействия и бытования непосредственных участников в условиях безопасной информационно-коммуникативной среды с учетом региональных особенностей и возможностей.
Ключевые слова
гуманизация; гуманитарные практики; культурное самоопределение личности; психологическое равновесие; информационно-коммуникативная среда; профессиональный потенциал
INTELLECTUAL ARCHITECTONICS OF REGIONAL INFORMATION AND EDUCATION SPACES IN THE NEW REALIA OF PROFESSIONAL POTENTIAL DEVELOPMENT
This study is a continuation of longitudinal research in the problem area of humanistic activities of the regional information and education environment, which is currently undergoing significant changes due to the actual value aspects of the polyphony of innovative theoretical research and pedagogical findings. The authors see the mission and goals of this article in presenting some novel results of the investigation of regional peculiarities in the aspect of integrated modeling and design. Based on theoretical, methodological and practical search of modern realities the article focuses on the environmental and cultural approaches as the leading ones. The latter helps to formulate the following methodological message: the constructive self-development of the region professional potential is possible if focused on leadership and communicative strategic guidelines. Modeling and designing of the humanitarian trends of the regional information and educational spaces are to develop the research array in terms of the use of systemic humanistic, humanitarian and communicative strategies. It means the reflexive activity on cultural self-determination of a personality who turns/goes professional, and then is in need of the basic intellectual skill set as a priority. As a result of developing the axiology context of the current target study, this project reflects the innovative dominant value trends integrated into the sociocultural and professional system of the region within the threefold intellectual architectonics covering the findings for professional potential development in terms of a) psychological balance; b) the intellectual component of a goer professional c) the communication management of professionals. In conclusion, the authors state the significance of the target goals and devices to systematically develop, test and implement optimal models of communication models for the existence of the participants of a secure information and communication environment, taking into account regional specifics.
Key words:
humanizm; humanitarian practices; the Self as Cultural; psychological balance; information and communication environment; professional potential
Список литературы
-
Adem, H., & Berkessa, M. (2022). A case study of EFL teachers’ practice of teaching speaking skills vis-à-vis the principles of Communicative Language Teaching (CLT). Cogent Education, 9(1), 2087458. https://doi.org/10.1080/2331186X.2022.2087458
-
Bulankina, N. Е. (2020). Specifics of cultural self-determination of a foreign language teacher in the conditions of continuous professional education. Psikhologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve, (1), 16-22. https://doi.org/10.24888/2073-8439-49-1-16-22
-
Bulankina, N. Е., Nelyubov, S. A., & Umbrashko, K. B. (2022). Problems and prospects for sustainability and leadership of professional education: regional aspects. Psikhologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve, (1), 32-41. https://doi.org/10.24888/2073-8439-2022-57-1-32-41
-
Bulankina, N., Umbrashko, K., Li Nan, & Sun Yumen. (2019). Axiological component of professional readiness of a modern teacher to work in the aspect of the cross-border region. In SHS Web of Conferences Volume 70 (2019). Trends in the Development of Psycho-Pedagogical Education in the Conditions of Transitional Society (ICTDPP-2019). https://doi.org/10.1051/shsconf/20197002002
-
Döös, M., & Wilhelmson, L. (2015). Categories of learning-oriented leadership: a potential contribution to the school context. Nordic Journal of Studies in Educational Policy, 2015(3), 77-87. https://doi.org/10.3402/nstep.v1.30161
-
Khukhlaev, O., Gritsenko, V., Pavlova, O., Tkachenko, N., Usubian, S., & Shorohkova, V. (2020).Comprehensive model of intercultural competence: theoretical substantiation.RUDN Journal of Psychology and Pedagogic, 17(1), 13-28. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-1-13-28
-
Lopatukhina, T., Egorova, E., Bulankina, N., & Mishutina, O. (2020). Personalized education: origins, characteristics and technology of use. In EDULEARN20 Proceedings (pp. 899-904). Valencia: IATED. https://doi.org/10.21125/edulearn.2020.0315
-
Louis, K. S. (2015). Linking leadership to learning: state, district and local effects. Nordic Journal of Studies in Educational Policy, 2015(3), 7-17. https://doi.org/10.3402/nstep.v1.30321
-
Merket, M. (2022). An analysis of mentor and mentee roles in a pre-service teacher education program: a Norwegian perspective on the future mentor role. Mentoring & Tutoring: Partnership in Learning, 30(5), 524-550. https://doi.org/10.1080/13611267.2022.2127261
-
Rönnerman, K., Edwards-Groves, C., & Grootenboer, P. (2015) Opening up communicative spaces for discussion ‘quality practices’ in early childhood education through middle leadership. Nordic Journal of Studies in Educational Policy, 2015(3), 67-76. https://doi.org/10.3402/nstep.v1.30098
-
Sunde, E., & Ulvik, M. (2014). School leaders’ views on mentoring and newly qualified teachers’ needs. Education Inquiry, 5(2), 285-299. https://doi.org/10.3402/edui.v5.23923