Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (62) (2023)
УДК 378.147
DOI 10.24888/2073-8439-2023-62-2-65-71
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ТЕОРИЙ И ПРАКТИК ВНЕДРЕНИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ИНСТИТУТАХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье исследуется новый педагогический подход, набирающий популярность в последние десятилетия. Имеется в виду смешанная модель обучения, позволяющая обеспечить доступность получения высшего образования различными категориями обучающихся. Боле того, переход к новому формату обучения был обсуловлен неблагоприятной эпидимиологической ситуацией в мире (Covid-19). К настоящему моменту российские и зарубежные исследователи предприняли попытки сформулировать сущность данного подхода и пути его реализации в образовательном процессе, однако теоретизированного знания о смешанном обучении и практике его реализации все еще недостоточно. По этой причине организация обучения в смешанном формате до сих пор носит экспериментально-исследовательский характер. В статье описывается опыт внедрения смешанной модели обучения в ведущих российских и зарубежных университетах, а именно: Массачусетского технологического института (the Massachusetts Institute of Technology), Имперского колледжа Лондона (Imperial College London), Мэрилендского университета (the University of Maryland), МГИМО МИД России и Томского политехнического университета. Преподаватели отмечают, что благодаря тому, что часть учебного материала студенты изучают самостоятельно посредством информационно-коммуникационных технологий до начала аудиторных занятий, высвобождается больше времени на осмысление полученной информации. Аудиторное занятие в данной связи становится местом для генерации новых идей и предложений. Таким образом, при организации смешанного обучения меняется роль преподавателя: он выступает не транслятором готовых знаний, а конультантом и советником. Следовательно, в результате обучения формируется самостоятельная личность, способная исследовать и критически анализировать полученную информацию.
Ключевые слова
метод; LMS-ситема; смешанное обучение; платформа; интернет; онлайн-курс; гибкость; индивидуализация; информационно-коммуникационные технологии
COMPARATIVE ANALYSIS OF RUSSIAN AND FOREIGN THEORIES AND PRACTICES OF APPLICATION OF BLENDED LEARNING IN INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION
The article explores a new pedagogical approach that has been gaining popularity in recent decades. This refers to a blened learning model that makes it possible to ensure the availability of higher education for various categories of students. Moreover, the transition to a new format of education was due to the unfavorable epidemiological situation in the world (Covid-19). To date, Russian and foreign researchers have made attempts to formulate the essence of this approach and the ways of its implementation in the educational process, however, theorized knowledge about blended learning and the practices of its implementation are still insufficient. For this reason, the organization of training in a blended format is still experimental. The article describes the experience of implementing a blended learning model in leading Russian and foreign universities, namely, the Massachusetts Institute of Technology, Imperial College London, the University of Maryland, Moscow State Institute of International Relations and Tomsk Polytechnic University. The teachers note that due to the fact that students study a part of the educational material on their own through information and communication technologies before the start of the classroom lessons, is freed up more time for analysis of received information. In this regard, the classroom lesson becomes a place for generating new ideas and proposals. Thus, when organizing blended learning, the role of the teacher changes - he acts not as a translator of ready-made knowledge, but as a consultant and adviser. Consequently, as a result of training, an independent personality is formed, capable of exploring and critically analyzing the information received.
Key words:
method; LMS-system; blended learning; platform; Internet; online course; flexibility; individualization; information and communication technologies
Список литературы
-
Малинина И.А. Применение технологий смешанного обучения иностранному языку в высшей школе // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27936 (дата обращения: 12.04. 2023)
-
Banados E. A blended-learning pedagogical model for teaching and learning EFL successfully through an online interactive multimedia environment // CALICO Journal. 2006. Vol. 23 (3). Pp. 533-550
-
Blended Learning in English Language Teaching: Course Design and Implementation. Ed. by B. Tomlinson, C. Whittaker. London, British Council, 2013
-
Bonk C.J., Graham C.R. The handbook of blended learning: global perspectives, local designs. San Francisco: JosseyBass/Pfeifer, 2006