Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (62) (2023)
УДК 378
DOI 10.24888/2073-8439-2023-62-2-72-82
ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В ПРОЦЕССЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ
В статье рассматривается применение метода моделирования в образовательном процессе по проблеме формирования смысложизненных ориентаций студентов с помощью знаково-символических средств. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью формирования смысложизненных ориентаций студентов, способствующих их самосовершенствованию и осознанию своего вклада в развитие общества. Понимание смысложизненных ориентаций позволяет осмысленно подходить к планированию жизни в целом, в результате чего молодые люди берут ответственность за свою жизнь. С помощью общенаучных теоретических методов анализа, синтеза, обобщения разобрана проблема исследования. В процессе подготовки статьи использовался психолого-педагогический подход, рассматривающий научные концепции применения метода моделирования в образовательном процессе. Авторы статьи раскрывают понимание понятия «смысложизненные ориентации», «знаково-символические средства», «метод моделирования». В статье анализируются принципы воспитательного процесса, с помощью которых идет активное формирование смысложизненных ориентаций молодых людей в педагогическом процессе. Также уделяется внимание проблеме социального воспитания молодых людей, и рассматривается структура подсознания, влияющая на усвоение информации. Результаты теоретического анализа легли в основу разработки курса по выбору «Коррекция самоотношения личности», который реализуется в учебном процессе высшего образования. Описывается структура курса и раскрывается содержательная часть одного из занятий. Для примера даются тренинговые упражнения, включающие знаково-символические средства метода моделирования, а также приводятся вопросы, которые обсуждаются в ходе реализации задания к упражнению. В выводах обобщается систематизация изложенного материала, отмечается, что теоретические знания по пониманию смысложизненных ориентаций эффективно усваивать в процессе осмысления жизненных ситуаций.
Ключевые слова
смысложизненные ситуации; учебный процесс; метод моделирования; знаково-символические средства обучения; самоопределение; самосовершенствование
SIGN-SYMBOLIC MEANS IN MODELING STUDENTS' MEANING-LIFE ORIENTATIONS
The article discusses the application of the modeling method in the educational process on the problem of the formation of students' life orientations with the help of symbolic means. The relevance of the problem under study is due to the need to form students' life orientations that contribute to their self-improvement and awareness of their contribution to the development of society. Understanding the meaning of life orientations allows a meaningful approach to planning their life as a whole, as a result of which young people take responsibility for their lives With the help of general scientific theoretical methods of analysis, synthesis, generalization, the problem of research is analyzed. In the process of preparing the article, a psychological and pedagogical approach was used, considering the scientific concepts of applying the modeling method in the educational process. The authors of the article reveal the understanding of the concept of “meaning-life orientations”, “sign-symbolic means”, “modeling method”. The article analyzes the principles of the educational process, with the help of which there is an active formation of meaningful life orientations of young people in the pedagogical process. Attention is also paid to the problem of social education of young people, and the structure of the subconscious mind affecting the assimilation of information is considered. The results of the theoretical analysis formed the basis for the development of the elective course “Correction of personal self-attitude”, which is implemented in the educational process of higher education. The course structure is described and the content part of one of the classes is revealed. For example, training exercises are described, including sign-symbolic means of the modeling method, as well as questions that are discussed during the implementation of the exercise task. The conclusions summarize the systematization of the material presented, it is noted that theoretical knowledge on understanding life orientations is effectively assimilated in the process of understanding life situations.
Key words:
life-meaningful situations; educational process; method of modeling; symbolic-means of education; self-determination; self-improvement
Список литературы
-
Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с
-
Бондаревская Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов-на-Дону, 2009. 128 с
-
Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства // Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1985. Т. 5. С. 257-321
-
Гордиенко Е.В. Экспектации как механизм индивидуального сознания личности: философско-психологический анализ. Саарбрюкен: Lambert, 2012. 120 с
-
Карина О.В., Шустова Н.Е., Лученкова М.А. Экспектации и самодетерминация в подростковом и юношеском возрасте: социально-психологический аспект. Саратов: Саратовский источник, 2010. 100 с
-
Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 486 с
-
Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М.: Педагогическое общество России, 2001. 320 с
-
Сериков В.В. Личностно-развивающее образование как одна из культурологических образовательных моделей // Известия ВГПУ. 2016. № 2 (106). С. 30-35
-
Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Магистр. 1994. № 6. С. 2-7
-
Турчин А.С. Психолого-акмеологические особенности развития субъекта образования в деятельности со знаково-символическими средствами: монография. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. 310 с
-
Ульянова И.В. Методика рефлексивных проектов смысложизненноориентационного содержания как актуальное педагогическое средство // Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XXIII Международного симпозиума. М.: Психологический институт Российской академии образования, 2018. С. 220-225
-
Ульянова И.В. Нравственное воспитание российской молодежи в условиях постиндустриального общества // Историческая память и связь поколений как духовно-нравственная основа патриотического воспитания молодежи. XXVIII Международные Рождественские образовательные чтения. М.: Московский финансово-юридический университет МФЮА, 2021. С. 127-133
-
Ульянова И.В. Смысложизненноориентационная проблематика образовательного процесса // Психологические проблемы смысла жизни и акме. М.: Психологический институт Российской академии образования, 2019. С. 104-108
-
Фокина И.В., Щеголева Е.В. Рефлексия как условие формирования психологической компетентности у студентов - будущих педагогов // Перспективы науки и образования. 2015. № 1 (13). С. 101-106