Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (62) (2023)
УДК 37.01, 37.013, 37.015.3
DOI 10.24888/2073-8439-2023-62-2-83-90
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА НАСТАВНИКОВ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СЛУЖБ ГУП «МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН» В КОРПОРАТИВНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА
В статье описывается уникальный практический опыт разработки и реализации в образовательном процессе Корпоративного университета Транспортного комплекса г. Москвы программы психолого-педагогической подготовки наставников эксплуатационных служб ГУП «Московский метрополитен». Данное обучение реализуется для подготовки наставников к осуществлению ими на постоянной основе непрофессиональной педагогической деятельности по адаптации и введению в рабочий процесс новых работников. Дано краткое описание актуальности наставнической деятельности в системе производственного обучения и адаптации работников-новичков. Автором особо отмечается, что в настоящее время в Российской Федерации наставничество не только является одним из важнейших направлений кадровой политики многих производственных и коммерческих предприятий, но и представляет собой один из ключевых векторов государственной политики в области модернизации и развития системы отечественного образования. В статье наставничество описывается как определенная система профессионального корпоративного обучения нового работника (стажера) путем передачи знаний, навыков, принципов корпоративной культуры, а также определяется как специфическая непрофессиональная педагогическая деятельность. В связи с этим подчеркивается значимость подготовки эффективных наставников как одной из базовых задач корпоративного обучения, направленного на подготовку новичка-стажера и на саморазвитие и личностно-профессиональный рост самого наставника. Автором в рамках описанной программы психолого-педагогической подготовки наставников выделены функции современного наставника и описаны возможные формы формирования его психолого-педагогической компетентности. Показаны этапы разработки содержательной части учебной программы и ее тематические разделы. В конце приводятся краткие результаты внедрения системы подготовки наставников и дальнейшие планы.
Ключевые слова
наставник; дополнительное образование; профессиональное развитие; наставничество; непрофессиональная педагогическая деятельность; психолого-педагогическое воздействие; корпоративное обучение; система подготовки наставников
Psychological and pedagogical training of mentors of operational services into the Transport Corporate University SUE "Moscow Metro"
The article describes the unique practical experience of the development and implementation in the educational process of the Corporate University of the Transport Complex of Moscow of the program of psychological and pedagogical training of mentors of operational services of the State Unitary Enterprise “Moscow Metro”. This training is implemented to prepare mentors for the implementation of non-professional pedagogical activities on an ongoing basis for the adaptation and introduction of new employees into the work process. A brief description of the relevance of mentoring activities in the system of industrial training and adaptation of novice workers is given. The author emphasizes that currently in the Russian Federation mentoring is not only one of the most important areas of personnel policy of many industrial and commercial enterprises, but also represents one of the key vectors of state policy in the field of modernization and development of the domestic education system. The article describes mentoring not only as a certain system of professional corporate training of a new employee (trainee) by transferring knowledge, skills, principles of corporate culture, but also defined as a specific non-professional pedagogical activity. In this regard, the importance of training effective mentors is emphasized as one of the basic tasks of corporate training aimed both at training a novice trainee and at self-development and personal and professional growth of the mentor himself. The author, within the framework of the described program of psychological and pedagogical training of mentors, identifies the functions of a modern mentor and describes possible forms of formation of his psychological and pedagogical competence. The stages of the development of the content part of the program and its thematic sections are shown. At the end, brief results of the implementation of the mentor training system and further plans are given.
Key words:
mentor; additional education; professional development; mentoring; non-professional pedagogical activity; psychological and pedagogical impact; corporate training; mentor training system
Список литературы
-
Батышев А.С. Педагогическая система наставничества в трудовом коллективе. М.: Высшая школа, 1985. 272 с
-
Карташова А.А., Камалиев Б.И. Модель компетенций наставника на предприятии как основа построения корпоративной системы наставничества // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2018. № 4. С. 80-85
-
Фролов Ю.В., Вайнер М.Э. Социально-профессиональная адаптация молодых педагогов в образовательных учреждениях. М.: Московский городской педагогический университет, 2013. 168 с
-
Числов А.И. Профессиональная адаптация выпускников Тюменского юридического института МВД России: состояние и пути совершенствования // Профессиональная адаптация выпускников Тюменского юридического института МВД России в органах внутренних дел: состояние и пути совершенствования: материалы регионального совещания руководителей кадровых, воспитательных аппаратов органов внутренних дел и Тюменского юридического института МВД России, 6 декабря 2006 года. Тюмень: Тюменский юридический и-т МВД России, 2007. С. 4-9
-
Яковлев Б.П., Жукова В.Ф. Социально-профессиональная адаптация студентов к практической деятельности. Томск: Издательство «ТМЛ-Пресс», 2011. 198 с