Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (62) (2023)
УДК 373.31
DOI 10.24888/2073-8439-2023-62-2-91-98
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В данной статье рассмотрены основные психолого-педагогические принципы подхода к изучению личности обучающихся. Особое внимание автором уделено тому, что, прежде чем изучать личность школьника, необходимо вначале изучить коллектив, тогда станет видимым то общее, что объединяет детей, станет реально возможным использование коллектива для формирования конкретной личности. В первую очередь изучаются наиболее действенные компоненты коллективной жизни, или основные показатели воспитанности коллектива. Для получения достоверной информации в ходе проведения урока по физической культуре и представления об обучающихся важнейшим методом сбора информации является наблюдение за их поведением. Как указывается автором, на первой стадии образования общественного мнения дети часто соединяют в своем сознании события, явления, факты по второстепенным, а не по существенным признакам, не по внутреннему содержанию, а по внешнему проявлению. Причем коллектив, с одной стороны, как бы воплощает в себе суммарную воспитанность детей, а с другой - личность обязательно чем-то отличается от других, занимая определенное положение в системе внутриколлективных отношений. Целью работы явилось изучение зрелости общественного мнения, системы общественных зависимостей между членами коллектива в образовательном процессе при реализации предмета «Физическая культура». Вместе с тем, резюмируя, автор указывает, что в изучении обучающихся в процессе занятий следует исходить из целостного подхода к личности. При разработке содержания педагогической диагностики уточняют прежде всего критерии - основные показатели, по которым можно судить о воспитанности в той или иной области. В качестве критерия выступают или основные признаки качества, или его составные элементы. Таким образом, изучая коллектив, мы тем самым изучаем самое существенное в духовном мире личности, определяем основные направления ее общего развития, действенность коллектива в формировании внутреннего мира воспитанника.
Ключевые слова
принципы; коллектив; обучающиеся; внутриколлективные отношения; педагогическая диагностика; интересы; потребности; наблюдение
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PRINCIPLES OF STUDYING THE PERSONALITY OF A SCHOOLCHILD IN THE EDUCATIONAL PROCESS
This article discusses the main psychological and pedagogical principles of the approach to the study of the personality of students. The author pays special attention to the fact that before studying the personality of a schoolchild, it is necessary first to study the collective, then the common thing that unites children will become visible, it will become really possible to use the collective to form a specific personality. First of all, the most effective components of collective life, or the main indicators of the upbringing of the team, are studied. To obtain reliable information in the course of a lesson in physical culture and to understand the students, the most important method of collecting information is to observe their behavior. As the author points out, at the first stage of the formation of public opinion, children often combine events, phenomena, facts in their minds according to secondary, and not according to essential features, not according to their internal content, but according to their external manifestation. Moreover, the collective, on the one hand, as it were, embodies the total upbringing of children, and on the other hand, the individual necessarily differs from others in some way, occupying a certain position in the system of intra-collective relations. The purpose of the work was to study the maturity of public opinion, the system of social dependencies between members of the team in the educational process in the implementation of the subject "Physical Education". At the same time, summarizing the author points out that in the study of students in the process of classes, they proceed from a holistic approach to personality. When developing the content of pedagogical diagnostics, first of all, the criteria are clarified - the main indicators by which one can judge one's upbringing in a particular area. The criterion is either the main features of quality, or its constituent elements. Thus, studying the collective, we thereby study the most essential in the spiritual world of the individual, determine the main directions of its general development, the effectiveness of the collective in shaping the inner world of the pupil.
Key words:
principles; team; students; intra-collective relations; pedagogical diagnostics; interests; needs; observation
Список литературы
-
Абдулаева М.А. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания на уроках физической культуры // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). Уфа: Лето, 2015. С. 18-20
-
Воронин А.Д., Данилова А.М., Савельева О.В. Взаимодействие в системе тренер-ребенок-родители как средство улучшения показателей оценочно-результативного компонента успешной спортивной подготовки ребенка // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 10 (200). С. 76-83
-
Глухова М.Ю. Исследование мотивации к занятиям физической культурой у обучающихся старшего школьного возраста // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 12 (202). С. 102-104