Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №2 (62) (2023)
УДК 378.147
DOI 10.24888/2073-8439-2023-62-2-107-119
ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР МЕЖКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ
Статья содержит теоретический анализ понятия «полиэтническая образовательная среда вуза» как значимой категории в современной педагогической науке. Основными факторами, обуславливающими необходимость всестороннего изучения теории и практики создания эффективной полиэтнической образовательной среды вуза, выступают качественные трансформации в мировом образовательном пространстве, увеличение квоты на обучение иностранных студентов в российских вузах и повышение спроса на российские образовательные программы в рамках экспорта образования. Создание полиэтнической образовательной среды вуза является важным условием для становления и функционирования процессов поликультурного образования, актуальных в условиях глобализации общества. В статье определены ключевые подходы к изучению понятия полиэтнической образовательной среды, выявлены соотношения данного понятия с понятиями «межкультурная образовательная среда» и «поликультурная образовательная среда». Полиэтническая образовательная среда рассматривается в статье с нескольких позиций: как условие успешной межкультурной адаптации иностранных студентов в российской образовательной организации; как совокупность специально организованных условий для обеспечения полиэтнического взаимодействия представителей разных национальностей и конфессий в образовательном процессе высшей школы, а также как фактор ранней профилактики межнациональных конфликтов в условиях интернационализации высшего образования. Помимо того, в статье приводится описание организационной структуры полиэтнической образовательной среды классического университета, в которой присутствуют шесть взаимосвязанных компонентов, образующих систему, направленную на формирование межкультурной компетенции личности. В структуре полиэтнической образовательной среды выделены образовательный, воспитательный, информационный, методический, материально-технический компоненты, а также компонент психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
Ключевые слова
образовательная среда; полиэтническая образовательная среда; межкультурная образовательная среда; поликультурная образовательная среда; поликультурное образовательное пространство; межкультурная адаптация; культурный шок
MULTIETHNIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR FOR INTERCULTURAL ADAPTATION OF STUDENTS
The article contains a theoretical analysis of the concept of “multiethnic educational environment of the university” as a significant category in modern pedagogical science. Transformations in the global educational area, rise in the quota for teaching foreign students in Russian universities and increase in demand for Russian educational programs within the framework of education expanse become the main factors which determine the need for a comprehensive study of creating an effective multiethnic educational environment of the university. Such an environment is an important condition for the formation and functioning of the processes of multicultural education, relevant in the context of globalization. The article defines the key approaches to the study of the concept of a multiethnic educational environment, reveals the relationship of this concept with the terms "intercultural educational environment" and "multicultural educational environment". The multiethnic educational environment is considered in the article from several positions: as a condition for successful intercultural adaptation of foreign students in a Russian educational organization; as a set of specially organized conditions for ensuring multiethnic interaction of representatives of different nationalities and faiths in the educational process of higher education, as well as a factor of early prevention of interethnic conflicts in the conditions of current internationalization of higher education. In addition, the article describes the organizational structure of the multiethnic educational environment of the classical university, in which there are six interrelated components forming a system aimed at the formation of intercultural competence of the individual. In the structure of the multiethnic educational environment there are educational, formative, informational, methodological, material and technical components, as well as a component of psychological and pedagogical support of participants in the educational process.
Key words:
educational environment; multiethnic educational environment; intercultural educational environment; multicultural educational environment; intercultural adaptation; culture shock
Список литературы
-
Джаубаева М.И. Подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности в полиэтнической образовательной среде вуза // Вестник Академии права и управления. 2016. № 2 (43). С. 200-204
-
Амиров С. Причины возникновения и пути разрешения межнациональных конфликтов на Северном Кавказе // Развитие личности. 2003. № 4. С. 44-50
-
Анаев М.А. Изучение межэтнических взаимоотношений в полиэтнической образовательной среде // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. № 22. С. 119-123
-
Бирюкова А.С. Педагогические аспекты полиэтнической образовательной среды школы // Вестник КемГУ. 2014. № 2 (58). С. 83-86
-
Зайцева Е.А., Нуждин А.В. Специфика обучения и воспитания учащихся в условиях полиэтнической образовательной среды // Самарский научный вестник. 2016. № 2 (15). С. 154-159
-
Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия // Социологические исследования. 1995. № 11. С. 26-34
-
Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. 272 с
-
Кутбиддинова Р.А., Еромасова А.А. Полиэтническая образовательная среда вуза как объект психолого-педагогического исследования // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 326. С. 174-179
-
Мусхаджиева Т.А. Формирование межэтнической толерантной культуры у будущего психолога в полиэтнической образовательной среде вуза (на примере Чеченского государственного педагогического университета): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Грозный, 2018. 28 с
-
Никонов Р.В. Инфраструктура межкультурного образовательного пространства школы // Современное педагогическое образование. 2019. № 1. С. 9-14
-
Новикова Л.А. Подготовка студентов магистратуры к межкультурному академическому взаимодействию на основе использования информационно-коммуникационных технологий // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. № 8. С. 294-298. https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.8.58
-
Перевалова А.А. Педагогическая интеракция в условиях полиэтнической образовательной среды вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 1 (7). URL: https://mir-nauki.com/PDF/63PDMN119.pdf
-
Слободчиков В.И. О соотношении категорий «субъект» и «личность» в контексте психологической антропологии // Развитие личности. 2005. № 2. С. 49-58
-
Сплавская Н.В. Особенности профилактики межэтнических конфликтов в молодежной среде // Государство и право в XXI веке. 2015. № 2. С. 40-43
-
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. 320 с
-
Утехина А.Н. Программно-дидактическое обеспечение современного иноязычного и межкультурного образования: становление научной школы // Многоязычие в образовательном пространстве. 2018. № 10. С. 66-74
-
Фахрутдинова Г.Ж. Поликультурные аспекты образования: учебное пособие. Казань: Отечество, 2017. 172 с
-
Шевченко А.И., Щекочихина Е.В. Внешние и внутренние факторы организации межкультурной профессионально-ориентированной образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-1. С. 402-405
-
Adler P.S. The Transitional Experience: an Alternative View of Culture Shock // Journal of Humanistic Psychology. 1975. Vol. 15 (4). Pp. 13-23. https://doi.org/10.1177/002216787501500403
-
Oberg K. Cultural Shock: Adjustment to New Cultural Environments // Practical Anthropology. 1960. Vol. 7 (4). Pp. 177-182. https://doi.org/10.1177%2F009182966000700405
-
Weaver G.R. Understanding and coping with cross-cultural adjustment stress // Culture, Communication, and Conflict: Readings in Intercultural Relations. Ed. by G.R. Weaver. Needham Heights: Ginn Press, 1994. Pp. 169-189