Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»

Аннотации статей.

Поленякин И.В.. ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ МЕНТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Менторство как один из видов наставнической деятельности в образовательной
сфере является на данный момент перспективным направлением педагогического воздействия,
расширяющим возможности личностного развития обучающихся и оптимизирующим профессиональную
компетентность педагогов. Менторство нацеливает всех субъектов данного процесса на
недирективное, коэволюционное взаимодействие, которое создает эффективную развивающую среду для
получения/обновления знаний, навыков и умений, расширяет спектр саморазвития каждой личности.
Это обстоятельство может выступать мощным триггером для расширения классического формата
образовательного воздействия на обучающихся и стимулирует рост профессионального мастерства
педагогов. В этой связи актуальным для научного сообщества является вопрос об углубленном
изучении специфики принципов, используемых в процессе менторской деятельности с обучающимися.
Важным моментом в построении успешной, результативной работы ментора (педагога) с менти
(обучающимися) представляются нам нюансы акцентов взаимодействия, которые основаны, безусловно,
на базовых принципах личностно-ориентированного и деятельностного подходов, применимых для
образовательной сферы. В то же время именно нюансирование, специфика реализуемых в менторстве
принципов определяет их особенность, влияющую на результативность работы ментора с обучающимися.
Целевым посылом данной статьи выступает анализ особенностей ведущих принципов менторского
взаимодействия, акцентуация вектора направленности менторского воздействия в системе
«педагог-обучающиеся». Методами получения теоретических данных, представленных в статье, явились
общие пути анализа и синтеза имеющихся в научной практике сведений, касающихся проблемы ведущих
принципов менторской деятельности. В статье представлены научные данные, связанные с
обоснованием особенностей ведущих принципов менторской деятельности. Эти сведения позволят
расширить представления о сущности менторской работы педагога с обучающимися.
Mentorship, as one of the types of mentoring activities in the educational
sphere, is currently a promising direction of pedagogical influence, expanding the possibilities
of personal development of students and optimizing the professional competence of teachers.
Mentorship aims all subjects of this process at non-directive, co-evolutionary interaction,
which creates an effective developmental environment for obtaining/updating knowledge, skills
and abilities, expands the range of self-development of each individual. This circumstance can
act as a powerful trigger for expanding the classical format of educational impact on students
and stimulates the growth of professional skills of teachers. In this regard, it is important
for the scientific community to study in depth the specifics of the principles used in the
process of mentoring students. An important point in building a successful, effective mentor’s
(teacher’s) work with mentees (students) seems to us to be the nuances of the accents of
interaction, which are based, of course, on the basic principles of the personality-oriented and
activity-based approaches applicable to the educational sphere. At the same time, it is the
nuance, the specificity of the principles realized in mentoring that determines their
peculiarity, which affects the effectiveness of the mentor’s work with students. The purpose of
this article is to analyze the peculiarities of the leading principles of mentoring interaction,
to emphasize the vector of the direction of mentoring influence in the system
“teacher-students”. The methods of obtaining theoretical data presented in the article were the
general ways of analyzing and synthesizing the information available in scientific practice
concerning the problem of leading principles of mentoring. The article presents scientific data
related to the substantiation of the peculiarities of the leading principles of mentoring. This
information will help to expand the understanding of the essence of mentoring work of a teacher
with students.

Сидорякин Р.В., Шарапов В.В.. ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА САМАРЫ И САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ: ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ В ВОСПИТАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

В предлагаемом исследовании представлены результаты изучения особенностей
этнической идентичности населения г. Самары и Самарской области, проанализировано и освещено ее
влияние на становление этнической толерантности и самосознания жителей данного региона. Статья
содержит общий очерк основных положений экзистенциальной социальной работы. Этническая
идентичность в рамках статьи трактуется как социально-психологическая категория, как динамичное
и многомерное образование, которое характеризует ощущение (имплицитный компонент) и осознание
(эксплицитный компонент) человеком себя в качестве члена определенной этнической
группы/общности. В соответствии с данной трактовкой целью исследования стало выявление
социально-психологических детерминант, которые определяют формирование этнической идентичности
населения г. Самары и Самарской области. По результатам проведенного исследования с участием 300
респондентов, эквивалентно представляющих 6 этносов (русские, мордва, чуваши, татары, казахи и
армяне) и 2 территории проживания (г. Самара и иные населенные пункты Самарской области), и
применением комплекса диагностических методик («Нарисуй планету», «Незаконченные предложения»,
«Семантический дифференциал», «Кто Я», «Шкала социальной дистанции») установлено, что в целом
среди представителей населения г. Самары и Самарской области доминируют тенденции
этнорелятивизма, что детерминировано поддержанием позитивного образа представителей разных
этносов, усилиями по формированию регионального самосознания (относительно более высокой
значимостью роли жителя Самарского региона в структуре социальных ролей), а также
воспитательно-педагогическими усилиями по повышению этнической толерантности в регионе
(адекватной социальной дистанцией между этносами). Выявлены различия в типе этнической
идентичности у представителей разных этносов, проживающих на территории г. Самары и Самарской
области, которые имеют собственные социально-психологические детерминанты. Определены
перспективы дальнейших психолого-педагогических и социально-психологических усилий по воспитанию
этнической толерантности в полиэтническом регионе.
The proposed research presents the results of the study of the peculiarities of
ethnic identity of the population of Samara and the Samara region, analyzes and highlights its
influence on the formation of the ethnic tolerance and self-awareness of the residents of this
region. The article contains a general outline of the main provisions of existential social
work. Ethnic identity within the framework of the article is interpreted as a
socio-psychological category, as a dynamic and multidimensional formation, which characterizes
the feeling (implicit component) and awareness (explicit component) of a person as a member of a
certain ethnic group/community. In accordance with this interpretation, the purpose of the study
was to identify socio-psychological determinants that determine the formation of the ethnic
identity of the population of Samara and the Samara region. According to the results of the
conducted research with the participation of 300 respondents representing 6 ethnic groups
(Russians, Mordva, Chuvash, Tatars, Kazakhs and Armenians) and 2 territories of residence (the
city of Samara and other settlements). Samara and other settlements of the Samara region), and
the use of 5 diagnostic techniques (“Draw a planet”, “Unfinished sentences”, “Semantic
differential”, “Who am I”, “Social distance scale”) it was found that in general among the
representatives of the population of Samara and the Samara region the tendencies of
ethno-relativism dominate. This is determined by the maintenance of a positive image of
representatives of different ethnic groups, efforts to form regional self-awareness (relatively
higher importance of the role of a resident of the Samara region in the structure of social
roles), as well as educational and pedagogical efforts to increase ethnic tolerance in the
region (adequate social distance between ethnic groups). In addition, some differences in the
type of the ethnic identity and the expression of socio-psychological formation in
representatives of different ethnic groups living on the territory of Samara and the Samara
region have been established. Prospects for further psychological, pedagogical and
socio-psychological efforts to foster ethnic tolerance in a multi-ethnic region are identified.

Иванников И.С.. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОДЕЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ

Раскрыто содержание модельно-ориентированного подхода в формировании цифровых
навыков у студентов. Охарактеризованы принципы (системности, нелинейности, универсальности,
масштабности) внедрения модельно-ориентированного подхода в подготовку будущих специалистов. В
статье сделан акцент на инновационном потенциале данного подхода, обеспечивающем его применение
в формировании цифровых навыков, необходимых специалистам в различных областях: науки,
производства, применения информационных технологий. Описаны ресурсы (интеллектуальные,
информационного пространства образовательной организации высшего образования, профессионального
творчества), необходимые преподавателям для решения задач по подготовке конкурентоспособных
специалистов. Раскрыта значимость овладения студентами цифровыми навыками, которые позволят им
демонстрировать рефлексивные и исследовательские умения на занятиях, использовать возможности
алгоритма принятия решений и прогнозирования их последствий, выполнять задачи по моделированию
процессов и систем с помощью использования современных информационных технологий. Научная
новизна статьи заключается в раскрытии содержания процесса формирования цифровых навыков на
основе модельно-ориентированного подхода в обучении студентов. Обосновано эффективное применение
модельно-ориентированного подхода в формировании цифровых навыков у студентов, получающих высшее
образование, сделан вывод о необходимости использования преподавателями его инновационного
потенциала. Статья представляет интерес для преподавателей высших образовательных организаций,
аспирантов, соискателей.
The content of the model-based approach in forming digital skills of students
is revealed. The principles (systemacy, nonlinearity, universality, scalability) of the
model-based approach implementation in the training of future specialists are characterized. The
article focuses on the innovative potential of this approach, ensuring its application in the
formation of digital skills required by specialists in various fields: science, production,
application of information technologies. The resources (intellectual, resources of the
information space of a higher educational organization, professional creativity), necessary for
teachers to solve problems on preparation of competitive specialists, are described. The
significance of mastering digital skills by students, which allow them to demonstrate reflexive
and research skills in class, decision-making algorithm capabilities and predict their
consequences, perform tasks on modeling processes and systems, using modern information
technology is revealed. The scientific novelty of the article lies in revealing the content of
the process of forming digital skills on the basis of the model-based approach in teaching
students. The effective use of the model-based approach in the formation of digital skills in
higher education students is justified, the conclusion of the need for teachers to use its
innovative potential is made. The article is of interest for teachers of higher educational
institutions, graduate students, applicants.

Коротких В.И.. ИДЕЯ ФЕНОМЕНОЛОГИИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ

В статье рассматривается становление феноменологии в философии и культуре
Нового времени, завершившееся разработкой феноменологических проектов Гегеля и Гуссерля. Автор
утверждает, что рождение идеи феноменологии в западноевропейской философии XVIII в. было
обусловлено необходимостью преодоления опасностей скептицизма и догматизма, выявившихся в
процессе попыток мыслителей предшествующего столетия выработать метод познания внутреннего мира
человека. В «Феноменологии духа» эта проблема осмысляется в контексте решения задачи описания
диалектической структуры самосознания и раскрытия его содержания рациональными средствами. На
этом пути Гегель переходит от рассмотрения опыта индивидуального сознания к описанию диалога
самосознаний в процессе конституирования социальной реальности. Тем самым философ указывает на
границы классической новоевропейской философии как «философии субъекта», открывая возможность
рассмотрения человека через изучение социальных связей и истории человеческой культуры. Однако
этот перспективный подход не получил достаточно широкого продолжения в постклассической
философии. Новая модель феноменологии была предложена Гуссерлем в ситуации кризиса оснований
науки конца XIX в., и в этой связи она имела уже не столь широкие задачи, как философия Гегеля.
Кроме того, в отличие от «Феноменологии духа», проект феноменологии Гуссерля не был реализован в
качестве единой философской системы. Это обстоятельство, однако, оказалось благоприятным для
распространения некоторых элементов феноменологического метода на многие области социального и
гуманитарного знания. По мнению автора, анализ истории феноменологических учений актуален не
только с точки зрения описания предпосылок распространения феноменологии в современном мире, но
и с точки зрения реконструкции феноменологии как завершения раскрытия содержания новоевропейской
«философии субъекта» как единого образа культуры.
The article deals with the formation of phenomenology in the philosophy and
culture of Modern age that culminated in the elaboration of the phenomenological projects of
Hegel and Husserl. The author argues that the emergence of the idea of phenomenology in the
Western European philosophy was conditioned by the need to overcome the dangers of skepticism
and dogmatism that arose in the process of attempts to develop a method of human inner world
cognition. Hegel considers this problem in the «Phenomenology of Spirit» on the way to solving
the task of describing the dialectical structure of self-consciousness and revealing its content
by rational means. Namely, he proceeds from the consideration of the experience of individual
consciousness to the description of the dialogue of self-consciousness in the process of the
constitution of social reality. Thus, Hegel points to the boundaries of classical New European
philosophy as a «philosophy of subject» and opens up the possibility of considering a person
through the study of social relations and the history of human culture. However, this promising
approach has not been widely continued in postclassical philosophy. A new model of phenomenology
was proposed by Husserl in a situation of crisis of the foundations of science and therefore it
had more limited tasks. Unlike «Phenomenology of Spirit», Husserl’s phenomenology project was
not implemented as a unified philosophical system. But this circumstance influenced the spread
of some components of the phenomenological method at other areas of social and humanitarian
knowledge.

Бейманов Т.Н., Озеров С.В., Рыбников С.С., Куприенко П.С.. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СОТРУДНИКОВ МЧС: ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРОФИЛАКТИКА

В статье представлен современный взгляд исследователей на проблему
эмоционального выгорания. Рассмотрено соотношение понятий эмоционального и профессионального
выгорания, охарактеризованы предпосылки возникновения данного состояния у дйствующих сотрудников
МЧС России. В качестве таковых выступают нарушения профессионального здоровья, профессиональные
деформации и деструкции, длительный стресс. Представлена содержательная характеристика фаз
эмоционального выгорания, симптомов каждой из них, обозначены субъективные и объективные факторы
их возникновения и развития. Статья содержит описание результатов эмпирического исследования
эмоционального выгорания сотрудников МЧС России. Целью исследования являлось выявление признаков
и уровня выраженности синдрома эмоционального выгорания у сотрудников МЧС России. Выборку
составили 206 мужчин в возрасте от 25 до 45 лет, служащие в пожарно-спасательных частях
федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы МЧС России по
Воронежской области. Методом сбора эмпирической информации выступил метод стандартизированного
самоотчета, конкретизируемый в методике диагностики профессионального выгорания «MBI». Данный
опросник использовался с целью выявления составляющих профессионального выгорания
(деперсонализации, редукции личностных достижений, эмоционального истощения) и уровней их
выраженности (высокий, средний, низкий). В результате обработки данных выявлено, что практически
у половины обследованных сотрудников МЧС России присутствует эмоциональное истощение, редукция
личностных достижений на среднем или высоком уровнях, а также довольно много тех, у кого выражен
высокий уровень деперсонализации. Эти данные легли в основу практических рекомендаций по
профилактике развития признаков эмоционального выгорания у сотрудников МЧС России.
The article presents a modern view of researchers on the problem of emotional
burnout. The relationship between the concepts of emotional and professional burnout is
considered, the prerequisites for the occurrence of this condition among employees of the
Ministry of Emergency Situations of Russia are characterized. As such, there are violations of
professional health, professional deformations and destructions, and prolonged stress. The
substantive characteristics of the phases of emotional burnout, the symptoms of each of them are
presented, the subjective and objective factors of their occurrence and development are
indicated. The article contains a description of the results of an empirical study of the
emotional burnout of employees of the Ministry of Emergency Situations of Russia. The purpose of
the study was to identify the signs and severity of the burnout syndrome among employees of the
Ministry of Emergency Situations of Russia. The sample consisted of 206 men aged 25 to 45 years,
serving in the fire and rescue units of the federal fire service of the state fire service of
the Ministry of Emergency Situations of Russia in the Voronezh region. The method of collecting
empirical information was the method of standardized self-report, concretized in the methodology
for diagnosing professional burnout «MBI». This questionnaire was used to identify the
components of professional burnout (depersonalization, reduction of personal achievements,
emotional exhaustion) and their levels of severity (high, medium, low). As a result of data
processing, it was revealed that almost half of the surveyed employees of the Ministry of
Emergency Situations of Russia have emotional exhaustion, a reduction in personal achievements
at an average or high level, as well as quite a few of those who have a high level of
depersonalization. These data formed the basis of practical recommendations for the prevention
of the development of signs of emotional burnout among employees of the Ministry of Emergency
Situations of Russia.

Волков М.А., Петров В.С.. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

В статье освещены особенности формирования социально-педагогической
компетенции, ее компоненты, характеристики и условия, развивающие профессиональные качества
педагога. Авторами представлены основные ступени сформированности социально-педагогической
компетенции и раскрыты ключевые аспекты их содержания. Особый интерес вызывают следующие
компоненты социально-педагогической компетенции: гносеологический, эмоционально-волевой,
операционно-деятельностный и смысловой. Они позволяют расширять сферы взаимодействия с учениками
и строить доверительные взаимоотношения как в рамках учебных занятий, так и в процессе
факультативной работы. Вместе с тем последовательное достижение педагогом уровней
сформированности социально-педагогической компетенции, описанных в статье, предоставляет
возможность использовать индивидуальные психологические особенности обучающихся для повышения
результатов образовательной деятельности, а также обрести свое призвание и выработать личную
профессиональную позицию. Кроме того, в статье представлены основные ступени формирования
социально-педагогической компетенции педагога, включающие освоение базовых знаний в своей
профессиональной области, реализацию полученных навыков и умений, получение практического опыта
и приобретение углубленных знаний. Утверждается, что в ходе образовательного процесса должны
выполняться положения, связанные с активной деятельностью всех его субъектов. Это позволит
создать во время занятий условия, способствующие формированию и развитию исследовательской
позиции, включению каждого его участника в интерактивную деятельность и активное взаимодействие.
Статья служит углублению теоретических представлений о социально-педагогической компетенции и ее
роли в образовательной деятельности.
The article highlights the features of socio-pedagogical competence formation,
its components, characteristics and conditions that develop the professional qualities of a
teacher. The authors present the main stages of the formation of socio-pedagogical competence
and reveal the key aspects of their content. The following components of the socio-pedagogical
competence are of particular interest: epistemological, emotional-volitional,
operational-activity and semantic components. They allow you to expand the areas of the
interaction with students and build trusting relationships, both in the classroom and in the
process of extracurricular work. At the same time, the consistent achievement by the teacher of
the levels of socio-pedagogical competence formation described in the article provides an
opportunity to use the individual psychological characteristics of students to improve the
results of educational activities, as well as find their calling and develop a personal
professional position. In addition, the article presents main steps in the formation of the
socio-pedagogical competence of a teacher, including the development of basic knowledge in their
professional field, the implementation of acquired skills and abilities, gaining practical
experience and acquiring in-depth knowledge. It is argued that in the course of the educational
process, provisions related to the vigorous activity of all its subjects must be fulfilled. This
will make it possible to create conditions during classes conducive to the formation and
development of a research position, the inclusion of each of its participants in interactive
activities and active interaction. The article serves to deepen the theoretical understanding of
the socio-pedagogical competence and its role in educational activities.

Пузатых А.Н.. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С УЧЕТОМ ПОЛИВАРИАНТНОСТИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Актуальность исследования обусловлена необходимостью владеть английским языком
не только в ситуациях социально-бытового и профессионально-ориентированного контекстов, но и в
ведении коммуникации с представителями различных языковых общностей и культур с учетом
лингвистических и экстралингвистических особенностей, т.е. в условиях поливариативности
английского языка. Целью данной статьи является рассмотрение цифровых образовательных
инструментов, которые позволяют формировать иноязычную коммуникативную компетенцию с учетом
поливариативности английского языка. Методами исследования являются анализ и обобщение работ в
области методики преподавания английского языка; методы сбора и накопления данных; анализ
электронных ресурсов по вопросам применения цифровых инструментов. Результаты исследования:
проанализированы ресурсы, которые позволяют отрабатывать навыки аудирования и знакомиться с
различными вариантами звучания английского языка, например, Кокни или Йоркширского варианта;
рассмотрены цифровые инструменты отработки навыков говорения, а также ресурсы, где можно
отработать навыки восприятия английской речи постколониальных и непостколониальных государств.
По результатам исследования делается вывод о том, что для успешного овладения английским языком,
необходимо принимать во внимание его поливариативность. Недостаточно просто овладеть нормативным
вариантом. Необходимо также иметь представление о других вариантах языка. Для этого подходят
определенные цифровые инструменты, позволяющие изучать английский язык с учетом лингвистических
и экстралингвистических особенностей. Результаты данного исследования могут использоваться
преподавателями иностранного языка как на языковых отделениях вузов, так и на неязыковых
специальностях. Кроме того, данными цифровыми ресурсами могут воспользоваться те, кто изучает
английский язык самостоятельно.
The relevance of the study is due to the need to speak English not only in
situations of social and professionally oriented contexts, but also the need to communicate with
representatives of various linguistic communities and cultures, taking into account linguistic
and extralinguistic features, i.e., in the context of the polyvariability of the English
language. The purpose of this article is to consider digital educational tools that allow you to
form a foreign language communicative competence, taking into account the polyvariability of the
English language. The research methods are the analysis and generalization of works in the field
of methods of teaching English; methods of data collection and accumulation; analysis of
electronic resources on the use of digital tools. The results of the study are: resources that
allow you to practice listening skills and get acquainted with different versions of the sound
of the English language, for example, Cockney or Yorkshire are analyzed; digital tools for
developing speaking skills are considered, as well as resources where one can work out the
skills of perceiving English speech of post-colonial and non-post-colonial countries. According
to the results of the study, it is concluded that in order to master successfully the English
language, it is necessary to take into account its polyvariability. It is not enough just to
master the normative option. You also need to be aware of other language variants. Certain
digital tools are suitable for this, allowing you to learn English taking into account
linguistic and extralinguistic features. The results of this study can be used by foreign
language teachers both at the language departments of universities and non-linguistic
specialties. In addition, those who study English on their own can use these digital resources.

Розин В.М.. СМЫСЛ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье проясняется смысл понятия «наставничество», которое в литературе
пересекается с понятиями «учитель», «педагог», «ментор», «тьютор», «руководитель» и др. Автор
видит в наставничестве не моду, а важный тренд, состоящий в переориентации образования на
индивидуальность учащегося, его самостоятельность и самообразование, индивидуальные
образовательные программы, совместную деятельность с педагогом. К этим характеристикам он
добавляет подход, предполагающий решение двойной образовательной задачи: создание условий
(среды) для формирования интеллекта и становления человека нового образа (на материале анализа
образовательных кейсов конкретизируются обе стороны этой задачи). Намечаются этапы становления,
развития и завершения детства и связанные с ними особенности наставничества. Раннее развитие
ребенка состоит в процессе преодоления невозможности войти в мир взрослых и включает три
фундаментальных момента: понимание, создание своего мира (реальности), подражание взрослой
жизни. Важным направлением дошкольного образования является обучение техникам: чтения, счета,
рисования, лепки, правильного рассуждения и т.д. Поведение постоянно усложняется, он научается
многим новым способам деятельности. Именно на этом этапе родители зачастую начинают меньше
поддерживать ребенка. Он постепенно переходит к самостоятельному поведению, условием которого
является построение «приватных» схем, приписывание себе определенных характеристик,
конструирование под себя мира и самого себя в нем. Указывается, что наставник должен
обеспечивать создание среды для формирования интеллекта и для становления человека. Образ такого
человека ориентирован на нормальную индивидуальную судьбу, что предполагает жизнь в ладу с самим
собой и участие в спасении жизни на земле.
The article clarifies the meaning of this concept, which in literature
intersects with such concepts as a teacher, an educator, a mentor, a tutor, a leader, etc. The
author sees in mentoring not a fashion, but an important trend, consisting in the reorientation
of education to the individuality of the student, his/her independence and self-education,
individual educational programs, joint activities with a teacher. To these characteristics, he
adds an approach that involves solving a dual educational task - creating conditions
(environment) for the formation of intelligence and the formation of a new image of a person
(both sides of this task are specified based on the analysis of educational cases). The stages
of the formation, development and completion of childhood and the associated features of
mentoring are outlined. The early development of a child consists in the process of overcoming
the inability to enter the world of adults and includes three fundamental moments -
understanding, creating one's own world (reality), and the imitation of the adult life. An
important area of preschool education is teaching techniques: reading, counting, drawing,
modeling, correct reasoning, etc. Behavior is constantly becoming more complex, they learn many
new ways of activity. It is at this stage that parents often begin to support the child less.
He/she gradually moves to the independent behavior, the condition of which is the construction
of “private” schemes, attributing certain characteristics to themselves, designing the world for
themselves and seeing themselves in it. It is indicated that the mentor must ensure the creation
of an environment for the formation of intelligence and for the development of a person. The
image of such a person should be oriented towards a normal individual destiny, which implies
life in harmony with oneself and participation in the salvation of life on earth.

Тараторин Е.В.. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТИЛЯ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ

Статья содержит подробное описание закономерностей и принципов формирования
стиля жизни студентов вузов культуры Российской Федерации. Образовательно-культурная среда
высшего учебного заведения Российской Федерации, по мнению автора, - это сложное,
многокомпонентное постоянно меняющееся в зависимости от культурного контекста образование. Это
педагогическое явление является уникальной формой бытия студентов вузов культуры в российском
социокультурном пространстве, где создаются условия и возможности для полного самовыражения их
индивидуальности. Автор делает акцент на образовательной среде как важном факторе организации
социокультурного пространства студентов вузов культуры, которая является определяющей для этих
студентов как образовательно-культурная и направленная на создание оптимальных условий для их
профессионального становления и социального развития личности в контексте социокультурной
коммуникации. Образовательная среда вузов культуры содержит кросскультурную,
организационно-технологическую, учебно-профессиональную и социально-воспитательную составляющие,
в которых проходит обучение, жизнедеятельность и жизнетворчество студентов. При этом
исследование роли социально-педагогического сопровождения формирования стиля жизни студентов
вузов культуры в повышении эффективности этого процесса в образовательно-культурной среде вузов
Российской Федерации позволило автору выявить общесоциально-педагогические, специальные и
специфические принципы формирования стиля жизни студентов вузов культуры.
The article contains a detailed description of the patterns and principles of
the formation of students’ lifestyle of universities of culture of the Russian Federation. The
educational and cultural environment of the higher educational institution of the Russian
Federation, according to the author, is a complex, multicomponent, constantly changing education
depending on the cultural context. This pedagogical phenomenon is a unique form of the existence
of students of higher education institutions of culture in the Russian socio-cultural space,
where conditions and opportunities for full self-expression of their individuality are created.
The author focuses on the educational environment as an important factor in the organization of
the socio-cultural space of students of higher education institutions of culture, which is
defined for these students as educational and cultural and aimed at creating optimal conditions
for the professional formation and social development of students’ personality of higher
education institutions of culture in the context of socio-cultural communication. The
educational environment of cultural universities contains cross-cultural,
organizational-technological, educational-professional and socio-educational components in which
students’ lifestyle, life activity and life creation are taught. At the same time, the study of
socio-pedagogical support for the formation of students’ lifestyle of higher education
institutions of culture by its role in increasing the effectiveness of this process in the
educational and cultural environment of higher education institutions of the Russian Federation
allowed the author to identify general social and pedagogical, special and specific principles
of the formation of the lifestyle of students of higher education institutions of culture.

Лясковец А.В., Пашутина О.С., Чеботарева И.Н.. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИГР В ВЫСШЕМ ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ (ОПЫТ ОДНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА)

В статье анализируется познавательный эффект от использования компьютерных
образовательных игр при подготовке будущих юристов в вузе. Актуальность изучения данного вопроса
обусловлена поиском современным высшим образованием оптимальных образовательных практик,
позволяющих обеспечить достижение стоящих перед ним целей. Авторы статьи выдвигают гипотезу о
том, что компьютерные образовательные игры имеют значимый когнитивный эффект. В статье
описывается эксперимент, направленный на установление познавательного результата использования
игры в образовательном процессе при проведении занятий со студентами юридического факультета с
субъективной (мнение студентов) и с объективной (мнение преподавателей) точек зрения. С этой
целью в собственной педагогической практике авторами используется разработанная ими компьютерная
образовательная игра «Уголовное дело», предназначенная для обучения юристов профессиональным
компетенциям следователя. Авторы проводят исследование, в котором с помощью методов
педагогических наблюдений, интервьюирования, анкетирования, а также метода экспертных оценок
оценивают способность компьютерной образовательной игры, на примере игры «Уголовное дело»,
обучить студента профессиональным компетенциям следователя. Полученные в ходе эксперимента
результаты подтвердили высокий познавательный эффект от использования компьютерных
образовательных игр в обучении юристов как по мнению студентов, которые указали на приобретение
ими новых знаний, систематизацию имеющихся после обучения посредством игры, так и по мнению
преподавателей, основанному на объективных данных результатов тестирования студентов на
определение их уровня знаний. В итоге авторами формулируется вывод, что компьютерные
образовательные игры имеют множество положительных качеств, влияющих на получение как
теоретических знаний, так и практических навыков, в связи с чем они с успехом могут дополнить
традиционные формы обучения. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего
изучения данного вопроса.
The article analyzes the cognitive effect of the use of computer educational
games in the future lawyers training at university. The relevance of studying this issue is due
to the search for modern higher education of optimal educational practices that allow one to
achieve the goals it faces. The authors of the article put forward a hypothesis that computer
educational games have a significant cognitive effect. The article describes an experiment aimed
at establishing the cognitive result of using a game in the educational process when conducting
classes with students of the Faculty of Law from the subjective (students’ opinion) and
objective (teachers’ opinion) points of view. For this purpose, in their own pedagogical
practice, the authors use the computer educational game “Criminal Case” developed by them,
designed to train lawyers’ professional competencies of an investigator. The authors conduct a
study in which, using the methods of pedagogical observation, interviewing, questioning, as well
as the method of expert assessments, they evaluate the ability of a computer educational game,
using the example of the game “Criminal Case”, to train a student the professional competencies
of an investigator. The results obtained during the experiment confirmed a high cognitive effect
of the use of computer educational games in teaching lawyers, both in the opinion of students,
who indicated that they acquired new knowledge, systematization of existing knowledge after
training through the game, and in the opinion of teachers, based on objective data from the
results of testing students to determine their level of knowledge. As a result, the authors
formulate the conclusion that computer educational games have many positive qualities that
affect both the acquisition of theoretical knowledge and practical skills, and therefore they
can successfully supplement traditional forms of education. The results of the study can be used
to study this issue further.

Чеснокова Е.В., Корнаухова А.И.. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ВТОРОКУРСНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Статья посвящена вопросам изучения возможности и необходимости использования
практико-исследовательских проектов при обучении студентов второго курса педагогического вуза
иностранному языку как основной специальности. Обнаружено, что второкурсники не знакомы с такой
педагогической технологией, как практико-исследовательские проекты, а также с синдромом или
кризисом второкурсника, который не учитывается при организации обучения основной специальности,
что нарушает принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых. В рамках статьи
описаны как традиционные, так и другие возможные этапы организации и проведения
практико-исследовательского проекта с использованием элементов кооперативного обучения,
разработанные для студентов второго курса педагогического вуза, изучающих иностранные языки как
основную специальность. Предлагается включение в обучение первому и второму иностранным языкам
как основной специальности практико-исследовательских проектов, что позволит студентам осознать
кризис второкурсника и справиться с ним, а также познакомит будущего учителя иностранных языков
с эффективной педагогической технологией, которую второкурсник сможет применить в рамках
педагогических практик и в будущей профессиональной деятельности. Для этого необходимо создать
условия и ситуации, когда студент второго курса педагогического вуза смог бы провести
исследование, направленное на рефлексию собственной деятельности с целью ее оптимизации. В
статье предлагаются два варианта возможного использования практико-исследовательских проектов,
представлены некоторые материалы и выводы проведенного опытного обучения второкурсников
английскому языку на основе практико-ориентированного проекта, описаны перспективы использования
практико-исследовательских проектов при обучении второкурсников первому и второму иностранным
языкам.
The article is devoted to the issues of studying the possibility and necessity
of using practical research projects when teaching second-year students of a pedagogical
university specializing in foreign languages. It has been found that sophomores are not familiar
with such pedagogical technology as practical research projects, as well as with the syndrome or
crisis of a sophomore, which is not taken into account when organizing training in the main
specialty, which violates the principle of taking into account the age and individual
characteristics of students. The article describes both traditional and other possible stages of
organizing and conducting a practical research project using elements of cooperative learning,
developed for second-year students of a pedagogical university studying foreign languages as
their main specialty. It is proposed to include practical research projects in teaching the
first and second foreign languages as the main specialty, which will allow second-year students
to realize and cope with the crisis of the sophomore, and also introduce would-be teachers of
foreign languages to effective pedagogical technology that the sophomore will be able to apply
in pedagogical practices and in future professional activities. To do this, it is necessary to
create conditions and situations where a second-year student of a pedagogical university could
conduct research aimed at reflecting on his or her own activities in order to optimize them. The
article offers two options for the possible use of practical research projects, presents some
materials and conclusions of experimental teaching carried out among second-year students of
English on the basis of a practice-oriented project, and also describes the prospects for the
use of practical research projects in teaching second-year students the first and second foreign
language.