Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (63) (2023)
УДК 37.015.3
DOI 10.24888/2073-8439-2023-63-3-6-14
ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ МЕНТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Менторство как один из видов наставнической деятельности в образовательной сфере является на данный момент перспективным направлением педагогического воздействия, расширяющим возможности личностного развития обучающихся и оптимизирующим профессиональную компетентность педагогов. Менторство нацеливает всех субъектов данного процесса на недирективное, коэволюционное взаимодействие, которое создает эффективную развивающую среду для получения/обновления знаний, навыков и умений, расширяет спектр саморазвития каждой личности. Это обстоятельство может выступать мощным триггером для расширения классического формата образовательного воздействия на обучающихся и стимулирует рост профессионального мастерства педагогов. В этой связи актуальным для научного сообщества является вопрос об углубленном изучении специфики принципов, используемых в процессе менторской деятельности с обучающимися. Важным моментом в построении успешной, результативной работы ментора (педагога) с менти (обучающимися) представляются нам нюансы акцентов взаимодействия, которые основаны, безусловно, на базовых принципах личностно-ориентированного и деятельностного подходов, применимых для образовательной сферы. В то же время именно нюансирование, специфика реализуемых в менторстве принципов определяет их особенность, влияющую на результативность работы ментора с обучающимися. Целевым посылом данной статьи выступает анализ особенностей ведущих принципов менторского взаимодействия, акцентуация вектора направленности менторского воздействия в системе «педагог-обучающиеся». Методами получения теоретических данных, представленных в статье, явились общие пути анализа и синтеза имеющихся в научной практике сведений, касающихся проблемы ведущих принципов менторской деятельности. В статье представлены научные данные, связанные с обоснованием особенностей ведущих принципов менторской деятельности. Эти сведения позволят расширить представления о сущности менторской работы педагога с обучающимися.
Ключевые слова
менторство; ментор; менти; принципы менторской деятельности; обучающиеся; взрослеющая личность
LEADING PRINCIPLES OF MENTORING LEARNERS
Mentorship, as one of the types of mentoring activities in the educational sphere, is currently a promising direction of pedagogical influence, expanding the possibilities of personal development of students and optimizing the professional competence of teachers. Mentorship aims all subjects of this process at non-directive, co-evolutionary interaction, which creates an effective developmental environment for obtaining/updating knowledge, skills and abilities, expands the range of self-development of each individual. This circumstance can act as a powerful trigger for expanding the classical format of educational impact on students and stimulates the growth of professional skills of teachers. In this regard, it is important for the scientific community to study in depth the specifics of the principles used in the process of mentoring students. An important point in building a successful, effective mentor’s (teacher’s) work with mentees (students) seems to us to be the nuances of the accents of interaction, which are based, of course, on the basic principles of the personality-oriented and activity-based approaches applicable to the educational sphere. At the same time, it is the nuance, the specificity of the principles realized in mentoring that determines their peculiarity, which affects the effectiveness of the mentor’s work with students. The purpose of this article is to analyze the peculiarities of the leading principles of mentoring interaction, to emphasize the vector of the direction of mentoring influence in the system “teacher-students”. The methods of obtaining theoretical data presented in the article were the general ways of analyzing and synthesizing the information available in scientific practice concerning the problem of leading principles of mentoring. The article presents scientific data related to the substantiation of the peculiarities of the leading principles of mentoring. This information will help to expand the understanding of the essence of mentoring work of a teacher with students.
Key words:
mentoring; mentorships; mentor; menti; mentoring principles; learners; adult personality
Список литературы
-
Бобкова М.Г. Формирование профессиональной установки на эмпатийный способ взаимодействия: дис. … канд. психол. наук. Тобольск, 2005. 216 с
-
Гарифуллина А.М. Теория и практика менторинга: проблемы и перспективы // Наставничество в образовании: культура, идеи, технологии: Том 2. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2023. С. 74-80
-
Григорьева А.В., Черняк Е.Ф. Наставничество как элемент качественной подготовки квалифицированных кадров в учреждении среднего профессионального образования // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусства). 2021. № 3 (29). С. 60-66
-
Дудина Е.А. Наставничество в системе непрерывного профессионального развития педагогических кадров в Великобритании // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017. № 1. С. 49-61
-
Игнатьева Е.В., Рябкова Ю.В. Менторинг и наставничество: сравнительный анализ понятийного поля // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-3. С. 102-104
-
Карина О.В., Лученкова М.А., Пятницкая Е.В., Шустова Н.Е. Технологии развития навыков наставничества у студентов. Саратов: Саратовский источник, 2022. 74 с
-
Киселева М.А. Особенности различий в притязаниях у студентов-прокрастинаторов // Роль прокрастинации в процессе самоопределения молодежи. Саратов: Саратовский источник, 2015. С. 82-85
-
Нигуманова Л.Н., Яковенко Т.В. Наставничество как форма непрерывного образования и профессиональной самореализации педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-4. С. 302-305
-
Попова Л.В. Особенности менторства как формы сотрудничества и развития в образовании одаренных обучающихся // Нижегородское образование, 2018. № 2. С. 4-9
-
Сопегина В.Т. О формировании коммуникативной составляющей педагогической компетенции в процессе наставничества // Образование и наука. 2016. № 2 (131). С. 55-67
-
Sander M. The effects of high-quality student mentoring // Economics Letters, 2015. № 136. P. 227-232
-
Smith A. Mentoring for experienced school principals: Professional Learning in a safe place // Mentoring and Tutoring. 2007. Vol. 15 (3). P. 277-291
-
Schunk D.H., Mullen C.A. Toward a Conceptual Model of Mentoring Research: Integration with Self-Regulated Learning // Educational Psychology Review. 2015. № 25. Pp. 361-389