Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (63) (2023)
УДК 159.922.4, 37.015.3, 37.017.4, 316.6
DOI 10.24888/2073-8439-2023-63-3-15-28
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА САМАРЫ И САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ: ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ В ВОСПИТАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
В предлагаемом исследовании представлены результаты изучения особенностей этнической идентичности населения г. Самары и Самарской области, проанализировано и освещено ее влияние на становление этнической толерантности и самосознания жителей данного региона. Статья содержит общий очерк основных положений экзистенциальной социальной работы. Этническая идентичность в рамках статьи трактуется как социально-психологическая категория, как динамичное и многомерное образование, которое характеризует ощущение (имплицитный компонент) и осознание (эксплицитный компонент) человеком себя в качестве члена определенной этнической группы/общности. В соответствии с данной трактовкой целью исследования стало выявление социально-психологических детерминант, которые определяют формирование этнической идентичности населения г. Самары и Самарской области. По результатам проведенного исследования с участием 300 респондентов, эквивалентно представляющих 6 этносов (русские, мордва, чуваши, татары, казахи и армяне) и 2 территории проживания (г. Самара и иные населенные пункты Самарской области), и применением комплекса диагностических методик («Нарисуй планету», «Незаконченные предложения», «Семантический дифференциал», «Кто Я», «Шкала социальной дистанции») установлено, что в целом среди представителей населения г. Самары и Самарской области доминируют тенденции этнорелятивизма, что детерминировано поддержанием позитивного образа представителей разных этносов, усилиями по формированию регионального самосознания (относительно более высокой значимостью роли жителя Самарского региона в структуре социальных ролей), а также воспитательно-педагогическими усилиями по повышению этнической толерантности в регионе (адекватной социальной дистанцией между этносами). Выявлены различия в типе этнической идентичности у представителей разных этносов, проживающих на территории г. Самары и Самарской области, которые имеют собственные социально-психологические детерминанты. Определены перспективы дальнейших психолого-педагогических и социально-психологических усилий по воспитанию этнической толерантности в полиэтническом регионе.
Ключевые слова
этническая идентичность; этнос; региональное самосознание; этническая толерантность; воспитание этнической толерантности
ETHNIC IDENTITY OF THE POPULATION OF SAMARA AND THE SAMARA REGION: MAIN FEATURES AND IMPORTANCE IN EDUCATION OF ETHNIC TOLERANCE
The proposed research presents the results of the study of the peculiarities of ethnic identity of the population of Samara and the Samara region, analyzes and highlights its influence on the formation of the ethnic tolerance and self-awareness of the residents of this region. The article contains a general outline of the main provisions of existential social work. Ethnic identity within the framework of the article is interpreted as a socio-psychological category, as a dynamic and multidimensional formation, which characterizes the feeling (implicit component) and awareness (explicit component) of a person as a member of a certain ethnic group/community. In accordance with this interpretation, the purpose of the study was to identify socio-psychological determinants that determine the formation of the ethnic identity of the population of Samara and the Samara region. According to the results of the conducted research with the participation of 300 respondents representing 6 ethnic groups (Russians, Mordva, Chuvash, Tatars, Kazakhs and Armenians) and 2 territories of residence (the city of Samara and other settlements). Samara and other settlements of the Samara region), and the use of 5 diagnostic techniques (“Draw a planet”, “Unfinished sentences”, “Semantic differential”, “Who am I”, “Social distance scale”) it was found that in general among the representatives of the population of Samara and the Samara region the tendencies of ethno-relativism dominate. This is determined by the maintenance of a positive image of representatives of different ethnic groups, efforts to form regional self-awareness (relatively higher importance of the role of a resident of the Samara region in the structure of social roles), as well as educational and pedagogical efforts to increase ethnic tolerance in the region (adequate social distance between ethnic groups). In addition, some differences in the type of the ethnic identity and the expression of socio-psychological formation in representatives of different ethnic groups living on the territory of Samara and the Samara region have been established. Prospects for further psychological, pedagogical and socio-psychological efforts to foster ethnic tolerance in a multi-ethnic region are identified.
Key words:
ethnic identity; ethnos; regional self-consciousness; ethnic tolerance; ethnic tolerance education
Список литературы
-
Гуриева С.Д. Универсальные тенденции в межкультурных отношениях // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. 2007. № 3. С. 141-151
-
Дробижева Л.М., Кошарная Г.Б. Актуальная идентичность и межэтнические отношения в Поволжском регионе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2016. № 4 (40). С. 106-112
-
Петренко В.Ф., Митина О.В., Менчук Т.И., Исакова М.А. Сказочный семантический дифференциал: классический вариант и его модификация // Мир психологии. 2019. № 4. С. 184-200
-
Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. СПб.: Речь, 2006. 176 с
-
Цветкова И.В. Типология региональной идентичности населения (на примере Самарской области) // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2020. № 2 (54). С. 71-87
-
Цветкова И.В. Ментальные карты региональной идентичности (на примере эмпирического исследования в Самарской области) // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2019. № 3 (51). С. 131-141
-
Шарапов В.В. Национальное сознание и социально-психологические феномены этнического самосознания населения Среднего Поволжья: дис. … д. псих. наук. Самара, 2018. 587 с
-
Ягафова Е.А., Бажина Е.В. Самарские татары: особенности этнической идентификации и практик межэтнического взаимодействия в условиях многонационального мегаполиса // ВААЭ. 2020. № 1 (48). С. 156-166
-
Bogardus E.S. Social Distance in the City // Proceedings and Publications of the American Sociological Society. 1926. No 20. Pp. 40-46
-
Erikson E. Identity, youth, and crisis. New York: Norton, 1968. 336 p
-
Lewin K. Resolving social conflicts. New York: Harper, 1948. 230 p
-
Osgood Ch., Suci G., Tannenbaum P. The Measurement of Meaning. Urbana: University of Illinois Press, 1957. 346 p
-
Petrenko V.F., Mitina O.V. A psychosemantic approach to the study of meanings // Conception of Meaning. New York: Nova publisher, 2014. Pp. 33-57
-
Phinney J. A three-stage model of ethnic identity development in adolescence // Ethnic identity: Formation and transmission among Hispanics and otherminorities. Ed. by M.E. Bernal, G.P. Knight. New York: State University of New York Press, 1993. Pp. 61-79
-
Phinney J. Ethnic identity and acculturation // Acculturation: Advances in theory, measurement, and applied research. Ed. by K. Chun, P.B. Organista, G. Marin. Washington: American Psychological Association, 2003. P. 63-81
-
Sacks J.M., Levy S. The Sentence Completion Test // Projective psychology. Ed. by L.E. Abt, L. Bellak. New York: Knopf, 1950. Рp. 357-402