Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (63) (2023)
УДК 378
DOI 10.24888/2073-8439-2023-63-3-29-35
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОДЕЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ
Раскрыто содержание модельно-ориентированного подхода в формировании цифровых навыков у студентов. Охарактеризованы принципы (системности, нелинейности, универсальности, масштабности) внедрения модельно-ориентированного подхода в подготовку будущих специалистов. В статье сделан акцент на инновационном потенциале данного подхода, обеспечивающем его применение в формировании цифровых навыков, необходимых специалистам в различных областях: науки, производства, применения информационных технологий. Описаны ресурсы (интеллектуальные, информационного пространства образовательной организации высшего образования, профессионального творчества), необходимые преподавателям для решения задач по подготовке конкурентоспособных специалистов. Раскрыта значимость овладения студентами цифровыми навыками, которые позволят им демонстрировать рефлексивные и исследовательские умения на занятиях, использовать возможности алгоритма принятия решений и прогнозирования их последствий, выполнять задачи по моделированию процессов и систем с помощью использования современных информационных технологий. Научная новизна статьи заключается в раскрытии содержания процесса формирования цифровых навыков на основе модельно-ориентированного подхода в обучении студентов. Обосновано эффективное применение модельно-ориентированного подхода в формировании цифровых навыков у студентов, получающих высшее образование, сделан вывод о необходимости использования преподавателями его инновационного потенциала. Статья представляет интерес для преподавателей высших образовательных организаций, аспирантов, соискателей.
Ключевые слова
модельно-ориентированный подход; принципы; цифровые навыки; студенты; проектные технологии; профессиональное творчество
THE INNOVATIVE POTENTIAL OF THE MODEL-BASED APPROACH IN SHAPING STUDENTS' DIGITAL SKILLS
The content of the model-based approach in forming digital skills of students is revealed. The principles (systemacy, nonlinearity, universality, scalability) of the model-based approach implementation in the training of future specialists are characterized. The article focuses on the innovative potential of this approach, ensuring its application in the formation of digital skills required by specialists in various fields: science, production, application of information technologies. The resources (intellectual, resources of the information space of a higher educational organization, professional creativity), necessary for teachers to solve problems on preparation of competitive specialists, are described. The significance of mastering digital skills by students, which allow them to demonstrate reflexive and research skills in class, decision-making algorithm capabilities and predict their consequences, perform tasks on modeling processes and systems, using modern information technology is revealed. The scientific novelty of the article lies in revealing the content of the process of forming digital skills on the basis of the model-based approach in teaching students. The effective use of the model-based approach in the formation of digital skills in higher education students is justified, the conclusion of the need for teachers to use its innovative potential is made. The article is of interest for teachers of higher educational institutions, graduate students, applicants.
Key words:
model-based approach; principles; digital skills; students; project technologies; professional creativity
Список литературы
-
Биккулова Г.Р. Управление знаниями в информационно-образовательной среде // Инновации в образовании. 2015. № 5. С. 140-147
-
Владимиров А.И. Об инновационной деятельности вуза. М.: ООО «Издательский дом Недра», 2012. 72 с
-
Кошелева А.О., Ганжа Н.В., Краснослободцев А.В. Электронное обучение в высшем образовательном заведении на основе синергетического подхода // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 2 (34). С. 120-126
-
Медведев П.Н. Формирование умений технического моделирования у будущих бакалавров технологического образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 8 (52). С. 202-206
-
Самарова И.С., Алексеевичева Ю.В., Жигин Д.В. Цифровые компетенции: понятие, виды, оценка и развитие // Вопросы инновационной экономики. 2022. Том 12. № 2. С. 935-948
-
Сухорукова А.А. Классический и инновационный подходы в обучении специалистов технических вузов // Материалы VII Всероссийской научно практической конференции «Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы». Анжеро-Судженск: Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» в г. Анжеро-Судженске, 2012. С. 306-308