Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (63) (2023)
УДК 1(091)
DOI 10.24888/2073-8439-2023-63-3-36-46
ИДЕЯ ФЕНОМЕНОЛОГИИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ
В статье рассматривается становление феноменологии в философии и культуре Нового времени, завершившееся разработкой феноменологических проектов Гегеля и Гуссерля. Автор утверждает, что рождение идеи феноменологии в западноевропейской философии XVIII в. было обусловлено необходимостью преодоления опасностей скептицизма и догматизма, выявившихся в процессе попыток мыслителей предшествующего столетия выработать метод познания внутреннего мира человека. В «Феноменологии духа» эта проблема осмысляется в контексте решения задачи описания диалектической структуры самосознания и раскрытия его содержания рациональными средствами. На этом пути Гегель переходит от рассмотрения опыта индивидуального сознания к описанию диалога самосознаний в процессе конституирования социальной реальности. Тем самым философ указывает на границы классической новоевропейской философии как «философии субъекта», открывая возможность рассмотрения человека через изучение социальных связей и истории человеческой культуры. Однако этот перспективный подход не получил достаточно широкого продолжения в постклассической философии. Новая модель феноменологии была предложена Гуссерлем в ситуации кризиса оснований науки конца XIX в., и в этой связи она имела уже не столь широкие задачи, как философия Гегеля. Кроме того, в отличие от «Феноменологии духа», проект феноменологии Гуссерля не был реализован в качестве единой философской системы. Это обстоятельство, однако, оказалось благоприятным для распространения некоторых элементов феноменологического метода на многие области социального и гуманитарного знания. По мнению автора, анализ истории феноменологических учений актуален не только с точки зрения описания предпосылок распространения феноменологии в современном мире, но и с точки зрения реконструкции феноменологии как завершения раскрытия содержания новоевропейской «философии субъекта» как единого образа культуры.
Ключевые слова
феноменология; Новое время; Гегель; Гуссерль; самосознание; метод; деятельность; диалогичность познания; социальное бытие
THE IDEA OF PHENOMENOLOGY IN THE WESTERN EUROPEAN CULTURE OF MODERN AGE
The article deals with the formation of phenomenology in the philosophy and culture of Modern age that culminated in the elaboration of the phenomenological projects of Hegel and Husserl. The author argues that the emergence of the idea of phenomenology in the Western European philosophy was conditioned by the need to overcome the dangers of skepticism and dogmatism that arose in the process of attempts to develop a method of human inner world cognition. Hegel considers this problem in the «Phenomenology of Spirit» on the way to solving the task of describing the dialectical structure of self-consciousness and revealing its content by rational means. Namely, he proceeds from the consideration of the experience of individual consciousness to the description of the dialogue of self-consciousness in the process of the constitution of social reality. Thus, Hegel points to the boundaries of classical New European philosophy as a «philosophy of subject» and opens up the possibility of considering a person through the study of social relations and the history of human culture. However, this promising approach has not been widely continued in postclassical philosophy. A new model of phenomenology was proposed by Husserl in a situation of crisis of the foundations of science and therefore it had more limited tasks. Unlike «Phenomenology of Spirit», Husserl’s phenomenology project was not implemented as a unified philosophical system. But this circumstance influenced the spread of some components of the phenomenological method at other areas of social and humanitarian knowledge.
Key words:
phenomenology; Modern age; Hegel; Husserl; self-consciousness; method; activity; dialogic cognition; social being
Список литературы
-
Бабушкин В.У. Феноменологическая философия науки: критический анализ. М.: Наука, 1985. 189 с
-
Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания // Беркли Дж. Сочинения. М.: Мысль, 1978. С. 150- 247
-
Богомолов А.С., Мельвиль Ю.К., Нарский И.С. (ред.) Современная буржуазная философия. М.: Высшая школа, 1978. 582 с
-
Гегель Г.В.Ф. Сочинения в 14 томах. Т. IV. Феноменология духа. М.: Издательство Социально-экономической литературы, 1959. 488 с
-
Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. 524 с
-
Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 1. СПб.: Книгоиздательство «Образование», 1909. 224 с
-
Декарт Р. Размышления о первой философии // Декарт Р. Сочинения. Т. 2. М.: Мысль, 1994. С. 3-72
-
Киссель М.А. Гегель и Гуссерль // Логос. 1991. №1. С. 59-67
-
Коротких В.И. Иоганн Мартин Хладениус: на пути от метафизики к философской герменевтике // Этика и история философии. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. С. 90-93
-
Коротких В.И. Прошлое в настоящем: опыт структурно-семантического анализа образа Девы-Судьбы в «Феноменологии духа» Гегеля // Философия и культура. 2021. №3. С. 73-84
-
Круглов А.Н. К предыстории понятия феноменологии у Гегеля // «Феноменология духа» в контексте современного гегелеведения. М.: «Канон+»; РОИ «Реабилитация», 2010. С. 47-72
-
Майоров Г.Г. Философия как искание Абсолюта. М.: Едиториал УРСС, 2004. 414 с
-
Новалис. Генрих фон Офтердинген. Фрагменты. Ученики в Саисе. СПб.: Евразия, 1995. 239 с
-
Свасьян К.А. Феноменологическое познание. Критика и пропедевтика. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1987. 199 с
-
Флоровский Г.В. Восточные отцы церкви. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. 633 с
-
Hegel G.W.F. Fänomenologie des Geistes. Hrsg. von J. Hoffmeister. Hamburg: Meiner, 1952