Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (63) (2023)
УДК 378.147.022:001.8
DOI 10.24888/2073-8439-2023-63-3-54-58
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА
В статье освещены особенности формирования социально-педагогической компетенции, ее компоненты, характеристики и условия, развивающие профессиональные качества педагога. Авторами представлены основные ступени сформированности социально-педагогической компетенции и раскрыты ключевые аспекты их содержания. Особый интерес вызывают следующие компоненты социально-педагогической компетенции: гносеологический, эмоционально-волевой, операционно-деятельностный и смысловой. Они позволяют расширять сферы взаимодействия с учениками и строить доверительные взаимоотношения как в рамках учебных занятий, так и в процессе факультативной работы. Вместе с тем последовательное достижение педагогом уровней сформированности социально-педагогической компетенции, описанных в статье, предоставляет возможность использовать индивидуальные психологические особенности обучающихся для повышения результатов образовательной деятельности, а также обрести свое призвание и выработать личную профессиональную позицию. Кроме того, в статье представлены основные ступени формирования социально-педагогической компетенции педагога, включающие освоение базовых знаний в своей профессиональной области, реализацию полученных навыков и умений, получение практического опыта и приобретение углубленных знаний. Утверждается, что в ходе образовательного процесса должны выполняться положения, связанные с активной деятельностью всех его субъектов. Это позволит создать во время занятий условия, способствующие формированию и развитию исследовательской позиции, включению каждого его участника в интерактивную деятельность и активное взаимодействие. Статья служит углублению теоретических представлений о социально-педагогической компетенции и ее роли в образовательной деятельности.
Ключевые слова
социально-педагогическая компетенция; педагог; образовательная деятельность; обучение; воспитание; социальный опыт
FEATURES OF FORMING SOCIAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF A TEACHER
The article highlights the features of socio-pedagogical competence formation, its components, characteristics and conditions that develop the professional qualities of a teacher. The authors present the main stages of the formation of socio-pedagogical competence and reveal the key aspects of their content. The following components of the socio-pedagogical competence are of particular interest: epistemological, emotional-volitional, operational-activity and semantic components. They allow you to expand the areas of the interaction with students and build trusting relationships, both in the classroom and in the process of extracurricular work. At the same time, the consistent achievement by the teacher of the levels of socio-pedagogical competence formation described in the article provides an opportunity to use the individual psychological characteristics of students to improve the results of educational activities, as well as find their calling and develop a personal professional position. In addition, the article presents main steps in the formation of the socio-pedagogical competence of a teacher, including the development of basic knowledge in their professional field, the implementation of acquired skills and abilities, gaining practical experience and acquiring in-depth knowledge. It is argued that in the course of the educational process, provisions related to the vigorous activity of all its subjects must be fulfilled. This will make it possible to create conditions during classes conducive to the formation and development of a research position, the inclusion of each of its participants in interactive activities and active interaction. The article serves to deepen the theoretical understanding of the socio-pedagogical competence and its role in educational activities.
Key words:
socio-pedagogical competence; teacher; educational activity; training; education; social experience
Список литературы
-
Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М.: Академический проект, 2001. 327 с
-
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с
-
Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2003. 101 с
-
Кошелева А.О. Личностная зрелость как фактор успешности профессиональной деятельности. Орел: Академия ФСО России, 2008. 109 с