Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (63) (2023)
УДК 378.1
DOI 10.24888/2073-8439-2023-63-3-59-66
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С УЧЕТОМ ПОЛИВАРИАНТНОСТИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Актуальность исследования обусловлена необходимостью владеть английским языком не только в ситуациях социально-бытового и профессионально-ориентированного контекстов, но и в ведении коммуникации с представителями различных языковых общностей и культур с учетом лингвистических и экстралингвистических особенностей, т.е. в условиях поливариативности английского языка. Целью данной статьи является рассмотрение цифровых образовательных инструментов, которые позволяют формировать иноязычную коммуникативную компетенцию с учетом поливариативности английского языка. Методами исследования являются анализ и обобщение работ в области методики преподавания английского языка; методы сбора и накопления данных; анализ электронных ресурсов по вопросам применения цифровых инструментов. Результаты исследования: проанализированы ресурсы, которые позволяют отрабатывать навыки аудирования и знакомиться с различными вариантами звучания английского языка, например, Кокни или Йоркширского варианта; рассмотрены цифровые инструменты отработки навыков говорения, а также ресурсы, где можно отработать навыки восприятия английской речи постколониальных и непостколониальных государств. По результатам исследования делается вывод о том, что для успешного овладения английским языком, необходимо принимать во внимание его поливариативность. Недостаточно просто овладеть нормативным вариантом. Необходимо также иметь представление о других вариантах языка. Для этого подходят определенные цифровые инструменты, позволяющие изучать английский язык с учетом лингвистических и экстралингвистических особенностей. Результаты данного исследования могут использоваться преподавателями иностранного языка как на языковых отделениях вузов, так и на неязыковых специальностях. Кроме того, данными цифровыми ресурсами могут воспользоваться те, кто изучает английский язык самостоятельно.
Ключевые слова
цифровой инструмент; поливариативность; иноязычная коммуникативная компетенция; английский язык; билингвизм
DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES FOR THE FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE TAKING INTO ACCOUNT THE ENGLISH LANGUAGE POLYVARIABILITY
The relevance of the study is due to the need to speak English not only in situations of social and professionally oriented contexts, but also the need to communicate with representatives of various linguistic communities and cultures, taking into account linguistic and extralinguistic features, i.e., in the context of the polyvariability of the English language. The purpose of this article is to consider digital educational tools that allow you to form a foreign language communicative competence, taking into account the polyvariability of the English language. The research methods are the analysis and generalization of works in the field of methods of teaching English; methods of data collection and accumulation; analysis of electronic resources on the use of digital tools. The results of the study are: resources that allow you to practice listening skills and get acquainted with different versions of the sound of the English language, for example, Cockney or Yorkshire are analyzed; digital tools for developing speaking skills are considered, as well as resources where one can work out the skills of perceiving English speech of post-colonial and non-post-colonial countries. According to the results of the study, it is concluded that in order to master successfully the English language, it is necessary to take into account its polyvariability. It is not enough just to master the normative option. You also need to be aware of other language variants. Certain digital tools are suitable for this, allowing you to learn English taking into account linguistic and extralinguistic features. The results of this study can be used by foreign language teachers both at the language departments of universities and non-linguistic specialties. In addition, those who study English on their own can use these digital resources.
Key words:
digital tool; polyvariability; foreign language communicative competence; English language; bilingualism
Список литературы
-
Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика: учебник для вузов. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. 439 с
-
Борисова Е.Г. Возраст как один из параметров социолингвистического описания языка // Социальные и гуманитарные знания. 2019. Т. 5 (4). С. 336-343
-
Бородина Д.С. К проблеме гетерогенности современного английского языка в Европе // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 1 (62). С. 310-314
-
Бородина Д.С. Функционирование английского языка в Скандинавии: дискурсивно-коммуникативный аспект: дис. ... д-р филол. наук. Краснодар, 2018. 708 с
-
Вартанов А.В., Багиян А.Ю. Многоязычная коммуникативная межкультурная компетенция как базовая категория дидактики многоязычия и ее целевая доминанта // Иностранные языки в школе. 2020. №12. С. 22-28
-
Германова Н.Н. Английский язык сквозь призму социолингвистики: теоретические аспекты языкового варьирования: монография. М.: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2019. 184 с
-
Жеребило Т.В. Актуальные проблемы разработки моделей исследования коммуникативного поведения билингвов // Рефлексия. 2018. № 5. С. 49-66
-
Попова М.В. Подходы к интерпретации понятия «интерференция» в отечественной и зарубежной науке // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 6 (797). С. 52-64
-
Родникова О.Ю. К вопросу о комплексном подходе при обучении иностранному языку в неязыковых вузах // Современное социально-гуманитарное знание в России и за рубежом: материалы второй заочной междунар. науч.-практ. конф. (25-28 февраля 2013 г.). Ч. 3. Филология, лингвистика, современные иностранные языки, психология, социология и социальная работа, история и музейное дело / науч. ред. К.В. Патырбаева, А.В. Попов, Е.Ю. Мазур. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2013. С. 67-70
-
Самохина И.А. Языковая интерференция: обзор исследований в лингвистике // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2018. № 4. С. 90-96
-
Сарвал А. Роль английского языка в глобальном мире // Век глобализации. 2018. № 3 (27). С. 72-80
-
Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: дис. ... д. пед. наук. Москва, 1992. 528 с
-
Bernstein B. Class, Codes and Control: Volume 1 - Theoretical Studies Towards A Sociology Of Language. Routledge & Kegan Paul Ltd, 1971
-
English for cross-cultural communication. Ed by L.E. Smith. London: Macmillan, 1981. 276 p
-
Kachru B.B. World Englishes in World Contexts // A Companion to the History of the English Language. Ed. by H. Momma, M. Matto. Blackwell Publishing Ltd., 2008. Pp. 567-580
-
Labov W. Sociolinguistic Patterns. Philadelphia: U. of Pennsylvania Press, 1972