Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (63) (2023)
УДК 37.01
DOI 10.24888/2073-8439-2023-63-3-67-78
СМЫСЛ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье проясняется смысл понятия «наставничество», которое в литературе пересекается с понятиями «учитель», «педагог», «ментор», «тьютор», «руководитель» и др. Автор видит в наставничестве не моду, а важный тренд, состоящий в переориентации образования на индивидуальность учащегося, его самостоятельность и самообразование, индивидуальные образовательные программы, совместную деятельность с педагогом. К этим характеристикам он добавляет подход, предполагающий решение двойной образовательной задачи: создание условий (среды) для формирования интеллекта и становления человека нового образа (на материале анализа образовательных кейсов конкретизируются обе стороны этой задачи). Намечаются этапы становления, развития и завершения детства и связанные с ними особенности наставничества. Раннее развитие ребенка состоит в процессе преодоления невозможности войти в мир взрослых и включает три фундаментальных момента: понимание, создание своего мира (реальности), подражание взрослой жизни. Важным направлением дошкольного образования является обучение техникам: чтения, счета, рисования, лепки, правильного рассуждения и т.д. Поведение постоянно усложняется, он научается многим новым способам деятельности. Именно на этом этапе родители зачастую начинают меньше поддерживать ребенка. Он постепенно переходит к самостоятельному поведению, условием которого является построение «приватных» схем, приписывание себе определенных характеристик, конструирование под себя мира и самого себя в нем. Указывается, что наставник должен обеспечивать создание среды для формирования интеллекта и для становления человека. Образ такого человека ориентирован на нормальную индивидуальную судьбу, что предполагает жизнь в ладу с самим собой и участие в спасении жизни на земле.
Ключевые слова
наставничество; педагог; учитель; самостоятельность; личность; схемы; игра; сказка; техника; понимание
THE MEANING OF MENTORING IN EARLY CHILDHOOD EDUCATION
The article clarifies the meaning of this concept, which in literature intersects with such concepts as a teacher, an educator, a mentor, a tutor, a leader, etc. The author sees in mentoring not a fashion, but an important trend, consisting in the reorientation of education to the individuality of the student, his/her independence and self-education, individual educational programs, joint activities with a teacher. To these characteristics, he adds an approach that involves solving a dual educational task - creating conditions (environment) for the formation of intelligence and the formation of a new image of a person (both sides of this task are specified based on the analysis of educational cases). The stages of the formation, development and completion of childhood and the associated features of mentoring are outlined. The early development of a child consists in the process of overcoming the inability to enter the world of adults and includes three fundamental moments - understanding, creating one's own world (reality), and the imitation of the adult life. An important area of preschool education is teaching techniques: reading, counting, drawing, modeling, correct reasoning, etc. Behavior is constantly becoming more complex, they learn many new ways of activity. It is at this stage that parents often begin to support the child less. He/she gradually moves to the independent behavior, the condition of which is the construction of “private” schemes, attributing certain characteristics to themselves, designing the world for themselves and seeing themselves in it. It is indicated that the mentor must ensure the creation of an environment for the formation of intelligence and for the development of a person. The image of such a person should be oriented towards a normal individual destiny, which implies life in harmony with oneself and participation in the salvation of life on earth.
Key words:
mentoring; educator; teacher; independence; personality; schemes; game; fairy tale; technique; understanding
Список литературы
-
Арендт Х. Истина и политика // Арендт Х. Между прошлым и будущем. Восемь упражнений в политической мысли. М.: Изд ин. Гайдара, 2014. С. 334-389
-
Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. 416 с
-
Зеньковский В.В. Психология детства. Лейпциг: Изд-во «Сотрудник», 1924. 348 c
-
Маяковский В. Что такое хорошо и что такое плохо // Маяковский В. Полное собрание сочинений в 13 томах. Том 10. М.: Художественная литература, 1958. С. 232-235
-
Пришвин М.М. Кащеева цепь // Пришвин М.М. Собрание сочинений: В 8-ми т. Том 2. М.: Художественная литература, 1982. С. 5-482
-
Розин В.М. Философия детства // Розин В.М. Философско-педагогические этюды. Йошкар-Ола: ПГТУ, 2015. С. 6-62
-
Розин В.М. Этюды по философии образования. Смена парадигмы. М.: Новый хронограф, 2021. 288 с
-
Розин В.М., Ковалева Т.М. Осмысление тьюторского опыта как «тихой революции» в образовании // Педагогика. 2021. № 9. C. 41-51
-
Тэйлор Э. Первобытная культура. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1939. 602 с
-
Челнокова Е.А., Тюмасева З.И. Эволюция системы наставничества в педагогической практике // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 4. С. 11. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-4-11
-
Чуковский К.И. От двух до пяти // Чуковский К.И. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 2. М.: Агентство ФТМ. Лтд, 2012. С. 6-388
-
Чуковский К.И. Краденое солнце // Чуковский К.И. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 1. М.: Агентство ФТМ. Лтд, 2013. С. 76-82