Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (63) (2023)
УДК 378.1
DOI 10.24888/2073-8439-2023-63-3-79-86
ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТИЛЯ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ
Статья содержит подробное описание закономерностей и принципов формирования стиля жизни студентов вузов культуры Российской Федерации. Образовательно-культурная среда высшего учебного заведения Российской Федерации, по мнению автора, - это сложное, многокомпонентное постоянно меняющееся в зависимости от культурного контекста образование. Это педагогическое явление является уникальной формой бытия студентов вузов культуры в российском социокультурном пространстве, где создаются условия и возможности для полного самовыражения их индивидуальности. Автор делает акцент на образовательной среде как важном факторе организации социокультурного пространства студентов вузов культуры, которая является определяющей для этих студентов как образовательно-культурная и направленная на создание оптимальных условий для их профессионального становления и социального развития личности в контексте социокультурной коммуникации. Образовательная среда вузов культуры содержит кросскультурную, организационно-технологическую, учебно-профессиональную и социально-воспитательную составляющие, в которых проходит обучение, жизнедеятельность и жизнетворчество студентов. При этом исследование роли социально-педагогического сопровождения формирования стиля жизни студентов вузов культуры в повышении эффективности этого процесса в образовательно-культурной среде вузов Российской Федерации позволило автору выявить общесоциально-педагогические, специальные и специфические принципы формирования стиля жизни студентов вузов культуры.
Ключевые слова
стиль жизни; студенты; система образования; социально-педагогические условия социализации студенческой молодежи; образовательно-культурная среда вуза культуры
REGULARITIES AND PRINCIPLES OF FORMING THE LIFE STYLE OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF CULTURE
The article contains a detailed description of the patterns and principles of the formation of students’ lifestyle of universities of culture of the Russian Federation. The educational and cultural environment of the higher educational institution of the Russian Federation, according to the author, is a complex, multicomponent, constantly changing education depending on the cultural context. This pedagogical phenomenon is a unique form of the existence of students of higher education institutions of culture in the Russian socio-cultural space, where conditions and opportunities for full self-expression of their individuality are created. The author focuses on the educational environment as an important factor in the organization of the socio-cultural space of students of higher education institutions of culture, which is defined for these students as educational and cultural and aimed at creating optimal conditions for the professional formation and social development of students’ personality of higher education institutions of culture in the context of socio-cultural communication. The educational environment of cultural universities contains cross-cultural, organizational-technological, educational-professional and socio-educational components in which students’ lifestyle, life activity and life creation are taught. At the same time, the study of socio-pedagogical support for the formation of students’ lifestyle of higher education institutions of culture by its role in increasing the effectiveness of this process in the educational and cultural environment of higher education institutions of the Russian Federation allowed the author to identify general social and pedagogical, special and specific principles of the formation of the lifestyle of students of higher education institutions of culture.
Key words:
lifestyle; students; education system; socio-pedagogical conditions of student youth socialization; educational and cultural environment of the university of culture
Список литературы
-
Алексеенко Т.Ф., Рудакова И.А., Щербакова Л.И. Рельефы идентификационного пространства российского студенчества. Новочеркасск: Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт), 2005. 114 с
-
Бендас Т.В. Психология лидерства. СПб.: Питер, 2009. 448 с
-
Габдуллин Г.Г., Ярмакеев И.Э. Воспитательный потенциал педагогических дисциплин: учеб. пособие для системы доп. проф. пед. образования. Казань: Издательство Казанского педагогического университета, 2004. 463 с
-
Карабанов С.Н. Стиль жизни студенческой молодежи в условиях трансформации современной России: дис. … канд. социол. наук. Волгоград, 2003. 184 с
-
Луков В.А., Луков В.А. Тезаурусы. Субъектная организация гуманитарного знания. М.: Издательство Национального института бизнеса, 2008. 782 с
-
Рыжанова А.О. Развитие социальности в культуре информационного общества // Проблемы инженерно-педагогического образования. 2012. № 36. С. 240-245
-
Севастьянова О.А. Социально-педагогические условия социализации студенческой молодежи в воспитательном процессе вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Луганск, 2007
-
Таирова Н.Р. Практики конструирования стилей жизни студентов в провинциальных вузах России: автореф. дис. … канд. социол. наук. Ростов-на-Дону, 2009. 226 c
-
Фесенко М.В. Социализация одаренных учащихся в образовательном пространстве университета: автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2005. 196 с
-
Шеина Л.А. Студенческое самоуправление как средство социализации молодежи: автореф. дис. … канд. пед. наук. Луганск, 2010