Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №3 (63) (2023)
УДК 378
DOI 10.24888/2073-8439-2023-63-3-97-105
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ВТОРОКУРСНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Статья посвящена вопросам изучения возможности и необходимости использования практико-исследовательских проектов при обучении студентов второго курса педагогического вуза иностранному языку как основной специальности. Обнаружено, что второкурсники не знакомы с такой педагогической технологией, как практико-исследовательские проекты, а также с синдромом или кризисом второкурсника, который не учитывается при организации обучения основной специальности, что нарушает принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых. В рамках статьи описаны как традиционные, так и другие возможные этапы организации и проведения практико-исследовательского проекта с использованием элементов кооперативного обучения, разработанные для студентов второго курса педагогического вуза, изучающих иностранные языки как основную специальность. Предлагается включение в обучение первому и второму иностранным языкам как основной специальности практико-исследовательских проектов, что позволит студентам осознать кризис второкурсника и справиться с ним, а также познакомит будущего учителя иностранных языков с эффективной педагогической технологией, которую второкурсник сможет применить в рамках педагогических практик и в будущей профессиональной деятельности. Для этого необходимо создать условия и ситуации, когда студент второго курса педагогического вуза смог бы провести исследование, направленное на рефлексию собственной деятельности с целью ее оптимизации. В статье предлагаются два варианта возможного использования практико-исследовательских проектов, представлены некоторые материалы и выводы проведенного опытного обучения второкурсников английскому языку на основе практико-ориентированного проекта, описаны перспективы использования практико-исследовательских проектов при обучении второкурсников первому и второму иностранным языкам.
Ключевые слова
практико-исследовательский проект; кризис второкурсника; принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей; педагогическое ядро образования; кооперативное обучение
THE USE OF PRACTICAL RESEARCH PROJECTS IN TEACHING SOPHOMORES A FOREIGN LANGUAGE AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY
The article is devoted to the issues of studying the possibility and necessity of using practical research projects when teaching second-year students of a pedagogical university specializing in foreign languages. It has been found that sophomores are not familiar with such pedagogical technology as practical research projects, as well as with the syndrome or crisis of a sophomore, which is not taken into account when organizing training in the main specialty, which violates the principle of taking into account the age and individual characteristics of students. The article describes both traditional and other possible stages of organizing and conducting a practical research project using elements of cooperative learning, developed for second-year students of a pedagogical university studying foreign languages as their main specialty. It is proposed to include practical research projects in teaching the first and second foreign languages as the main specialty, which will allow second-year students to realize and cope with the crisis of the sophomore, and also introduce would-be teachers of foreign languages to effective pedagogical technology that the sophomore will be able to apply in pedagogical practices and in future professional activities. To do this, it is necessary to create conditions and situations where a second-year student of a pedagogical university could conduct research aimed at reflecting on his or her own activities in order to optimize them. The article offers two options for the possible use of practical research projects, presents some materials and conclusions of experimental teaching carried out among second-year students of English on the basis of a practice-oriented project, and also describes the prospects for the use of practical research projects in teaching second-year students the first and second foreign language.
Key words:
practical research project; sophomore crisis; the principle of taking into account age and individual characteristics; pedagogical core of education; cooperative learning
Список литературы
-
Андриенко Т.Н. Способы активизации речемыслительной активности студентов на занятиях по практике устной и письменной речи иностранного языка // Актуальные вопросы современной лингвистики, филологии и лингводидактики: сборник научных трудов. Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. С. 3-6
-
Сергеева Н.Н., Надточева Е.С. Стратегии модернизации высшего педагогического образования в ХХI веке // Вестник Пермского государственного технического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2010. № 4. С. 3-9
-
Чеснокова Е.В. Использование практико-исследовательских проектов при обучении немецкому как второму иностранному в педагогическом вузе // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики: материалы ежегодной международной конференции. Екатеринбург, 03 февраля 2023 г. Ч. II / Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2023. С. 87-92
-
10 Schritte zum Praxiserkundungsprojekt (PEP). Goethe-Institut, 2012. URL: https://www.goethe.de/resources/files/pdf22/dll_10SchrittezumPEP.pdf (дата обращения: 08.06.2023)
-
Кожевникова О.В., Шрейбер Т.В. Несформированная профессиональная идентичность абитуриента как предиктор «кризиса второкурсника» // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2017. № 3. С. 381-395