Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (64) (2023)
УДК 612.821
DOI 10.24888/2073-8439-2023-64-4-6-15
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ЦИФРОВУЮ СРЕДУ
В литературе зафиксирована высокая актуальность диагностики ухудшения психологического здоровья подрастающего поколения в условиях ускоренной цифровизации, определяемая психоэмоциональным напряжением и связанная с функциями вегетативной нервной системы (ВНС), роль которой не изучена ни в формировании сверхувлеченности Интернетом, ни в определении успешности освоения образовательных программ современной молодежью. Одним из важнейших маркеров оценки активности ВНС является частота сердечных сокращений. Таким образом, цель нашей работы может быть определена как изучение соотношений параметров частоты сердечных сокращений (ЧСС) с характеристиками цифровых предпочтений подростков. Предполагается, что выбор деятельности в Интернете, а также временные затраты на досуг обладают определенными связями с характеристиками ЧСС, с преобладанием активности парасимпатического или симпатического звеньев ВНС. Исследование выполнялась в период пандемии КОВИД-19 в 2021 г., что усугубило психоэмоциональное состояние учащихся. В работе использовалась авторская анкета «Цифровые предпочтения современных подростков», ранее прошедшая апробацию в школах Москвы. В отдельном эксперименте на части общей выборки учащихся (24 человека) проводилась регистрация пульсограммы с помощью сертифицированного прибора ЭКГ АПК «Веда-пульс». С каждым испытуемым регистрация проводилась индивидуальным образом, в среднем регистрация ЭКГ длилась 5 минут. Характеристики поведения обследованной группы школьников Санкт-Петербурга обладают высокой степенью схожести со всеми остальными обследованными группами сверстников Москвы и Липецка. Частотно-спектральные параметры ЭКГ, зарегистрированные в отдельном эксперименте, отличаются высокой вариативностью, максимальная групповая вариативность показана для низкочастотной полосы (LF) спектра R-R-интервалов. Обнаружена высоко достоверная положительная связь приоритетных интересов в Интернете с мощностью спектра всех частотных полос и с полом испытуемых. Успеваемость учащихся положительным образом и высоко достоверно коррелирует с мощностью сверхнизкочастотной полосы (VLF)и отрицательным образом с мощностью низкочастотной полосы (LF). Результаты обсуждаются в контексте взаимосвязей успеваемости, пола и интересов учащихся в Интернете с активностью их симпатической и парасимпатической компоненты ВНС и центрального звена регуляции ЧСС.
Ключевые слова
подростки; вегетативная нервная система; цифровая среда; частота сердечных сокращений; цифровые предпочтения
EXPERIMENTAL RESEARCH OF THE AUTONOMIC NERVOUS SYSTEM OF ADOLESCENTS WITH VARYING DEGREES OF INVOLVEMENT IN THE DIGITAL ENVIRONMENT
The modern literature records a high relevance of diagnosing the deterioration of the psychological health of the younger generation in conditions of accelerated digitalization, determined by psycho-emotional stress and is associated with the functions of the autonomic nervous system (ANS), the role of which has not been studied either in the formation of over-involvement with the Internet, or in determining the success of the development of educational programs by modern youth. One of the most important markers for assessing the activity of the ANS is the heart rate and its variability. Thus, the purpose of our work can be defined as the study of the relationship of heart rate parameters (R-R intervals) with the characteristics of digital preferences of adolescents. It is assumed that the choice of activities on the Internet, as well as the time spent on leisure, have certain connections with the characteristics of R-R intervals and its variability, with the predominance of activity of the parasympathetic or sympathetic links of the ANS. The study was carried out during the COVID-19 pandemic in 2021, which aggravated the psycho-emotional state of students. The author’s questionnaire “Digital preferences of modern teenagers” was used in the work, which had previously been tested on schoolchildren in Moscow. In a separate experiment on a part of the total sample of students (n = 24), a R-R intervals was recorded using a certified ECG device of the APK “Veda-pulse”. Registration was carried out individually with each subject, on average, ECG registration lasted 5 minutes. The characteristics of the behavior of the surveyed group of St. Petersburg schoolchildren have a high degree of similarity with all other surveyed groups of peers in Moscow and Lipetsk. The frequency-spectral parameters of the R-R- interval’s variability in a separate experiment are characterized by high variety, the maximum group variety is shown for the low frequency band (LF) of the spectrum of R-R intervals. A highly reliable positive relationship of priority interests on the Internet with the power of the spectrum of all frequency bands and with the gender of the subjects was found. Students' academic performance correlates positively and with highly reliably with the power of the super low frequency band (VLF) and negatively with the power of the low frequency band (LF). The results are discussed in the context of the interrelationships of students' academic performance, gender and interests on the Internet with the activity of their sympathetic and parasympathetic components of the ANS and the central link of heart rate regulation.
Key words:
adolescents; autonomic nervous system; digital environment; heart rate; digital preferences
Список литературы
-
Богачева Н.И. Компьютерные игры и психологическая специфика когнитивной сферы геймеров // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2014. № 4. С. 120-131
-
Каменская В.Г., Томанов Л.В. Цифровые технологии и их влияние на социальные и психологические характеристики детей и подростков // Экспериментальная психология. 2022. Том 15. № 1. C. 139-159. https://doi.org/10.17759/exppsy.2022150109
-
Каменская В.Г., Томанов Л.В., Татьянина Е.В. Дети и подростки цифрового сообщества // Семья и социум: психологические и социально-педагогические аспекты профилактики девиантного поведения: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией О.А. Драгановой. Липецк: Полиграфическая студия «Открытый мир», 2020. С. 40-46
-
Каменская В.Г., Томанов Л.В. Фрактально-хаотические характеристики когнитивных процессов. Возрастной аспект. М.: ИНФРА-М, 2020. 217 с
-
Каменская В.Г., Татьянина Е.В. Риски интернет-зависимости у юношей и девушек Санкт-Петербурга // Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения. Здоровье учащихся: взгляд врача и педагога: сборник материалов XIV Всероссийского форума и XIV Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Санкт-Петербургское региональное отделение общественной организации «Союз педиатров России», 2022. С. 151-158
-
Каменская В.Г., Татьянина Е.В. Особенности цифрового досуга учащихся школ, различающихся условиями обучения и воспитания, в период пандемии COVID-19 // Российский психологический журнал. 2023. Т. 20 (2). С. 58-73. https://doi.org/10.21702/rpj.2023.2.4
-
Каменская В.Г., Татьянина Е.В. Влияние Интернета на психофизиологическое состояние подростков в условиях цифровизации образования // Вестник психофизиологии. 2023. № 2. С. 108-111. https://doi.org/10.34985/m8371-5385-6475-q
-
Музалевская Н.И., Каменская В.Г. Оценка адаптационного ресурса и состояния здоровья старшеклассников методом нелинейной стохастической кардиоинтервалометрии // Физиология человека. 2007. Т. 33. № 2. С. 60-68
-
Cerutti R. The Potential Impact of Internet and Mobile Use on Headache and Other Somatic Symptoms in Adolescence. A Population-Based Cross-Sectional Study // Headache the Jornal of Head and Face Pain. 2016. Vol. 56 (7). Pp. 1161-1170. https://doi.org/10.1111/head.12840
-
Cheng C., Cheung M.W-L., Wang H. Multinational comparison of internet gaming disorder and psychosocial problems versus well-being: Meta-analysis of 20 countries // Computers in Human Behavior. 2018. Vol. 88. Pp. 153-167. https://doi.org/10.1016/j.chb.2018.06.033
-
Drummond A., Sauer J. Video-Games Do Not Negatively Impact Adolescent Academic Performance in Science, Mathematics or Reading // PLOS ONE. 2014. Vol. 9 (4). Pp. 1-5. ttps://doi.org/10.1371/journal.pone.0087943
-
Greenfield P. Technology and Informal Education: What Is Taught, What Is Learned // Science. 2009. Vol. 323 (5910). Pp. 69-71. https://doi.org/10.1126/science.1167190
-
Kamenskaya V.G., Tomanov L.V., Tatianina E.V. Features of the Use of the Internet by Russian Teenagers: the Regional Aspect // Advancesin Social Science, Education and Humanities Research. Conference: 2021 International Conference on Modern Management and Education Research (MMER 2021). 2021. Pp. 74-76. https://doi.org/10.2991/assehr.k.210915.017
-
Muzalevskaya N.I. Advanced methods of nonlinear dynamics and fractal analysis for diagnostic and correction of homeostatic regulation (WHO UH. Department circulation). Genevaб 1996
-
Pujol J., Fenoll R., Forns J., Harrison B.J., Martínez-Vilavella G., Macià D., Alvarez-Pedrerol M., Blanco-Hinojo L., González-Ortiz S., Deus J., Sunyer J. Video gaming in school children: How much is enough? // Annals of Neurology. 2016. Vol. 80 (3). Pp. 424-433. https://doi.org/10.1002/ana.24745
-
Uncapher M.R., Wagner A.D. Minds and brains of media multitaskers: Current findings and future directions // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2018. Vol. 115 (40). Pp. 9889-9896. https://doi.org/10.1073/pnas.1611612115