Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (64) (2023)
УДК 159.99
DOI 10.24888/2073-8439-2023-64-4-16-23
ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена изучению проблемы личностной тревожности в младшем школьном возрасте и ее взаимосвязи с самооценкой. Актуальность исследования связана с тем, что именно в младшем школьном возрасте максимально интенсивно идет развитие ребенка как активного субъекта, познающего окружающую действительность и самого себя, со своими собственными взглядами и самоотношением. В современном мире школьники, особенно дети младшего школьного возраста, достаточно часто испытывают различные виды тревожности, которые могут повлиять не только на их уровень самооценки, самоуважения, но и на процесс формирования личности в целом. Если в этом возрасте ребенок не приобретет, не впитает в себя восторга познания, не достигнет необходимых умений и навыков учиться, не приспособится дружить, не поверит в собственные силы и возможности, то дальнейший путь формирования личности будет затруднен. Личностная тревожность, как правило, порождается неблагоприятными социально-психологическими условиями. В некоторых случаях ребенок буквально вырастает в тревожно-подозрительной психологической атмосфере семьи и школы, в которой сами родители и педагоги подвержены постоянному страху, тревогам и опасениям. Ребенок заражен таким настроением и получает нездоровую форму реакции на внешний мир, в таком случае духовный рост, нравственное становление, моральный облик деформируются. С целью изучения взаимосвязи самооценки и личностной тревожности у младших школьников был использован комплекс диагностических методик: методика «Дембо-Рубинштейн» (в модификации А.М. Прихожан), «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (авторы Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин), «Личностная шкала проявлений тревоги» Дж. Тейлор (адаптация Т.А. Немчина). Результаты исследования показали, что дети с повышенным уровнем тревожности, а именно с личностной тревожностью, склонны остро переживать угрозу своей самооценки. Психологическое обследование четвероклассников показало, что обычно особенно тревожным детям свойственна заниженная самооценка, она диагностирована приблизительно у 30 % выборки.
Ключевые слова
личностная тревожность; самооценка; младшие школьники; личность ребенка
THE RELATIONSHIP BETWEEN SELF-ESTEEM AND PERSONAL ANXIETY IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN
The article studies the problem of personal anxiety at primary school age and its relationship with self-esteem. The relevance of the study is due to the fact that it is at primary school age that the child develops most intensively as an active subject, perceiving the surrounding reality and themselves, with his own views and self-attitude. In the modern world, schoolchildren, especially children of primary school age, quite often experience various types of anxiety, which can affect not only their level of self-esteem and self-respect, but also the process of personality formation as a whole. If at this age the child does not acquire, does not absorb the delight of knowledge, does not achieve the necessary skills and abilities to learn, does not adapt to make friends, does not believe in their own strengths and capabilities, then the further path of the personality formation will be difficult. Personal anxiety, as a rule, is generated by unfavorable socio-psychological conditions. In some cases, a child literally grows up in an anxious and suspicious psychological atmosphere of family and school, in which parents and teachers themselves are subject to constant fear, anxiety and apprehension. The child is infected with such a mood and receives an unhealthy form of reaction to the outside world, in which case spiritual growth, moral development, and moral character are deformed. In order to study the relationship between self-esteem and personal anxiety in younger schoolchildren, a set of diagnostic methods was used: the Dembo-Rubinstein method (modified by A.M. Prikhozhan), the “Scale for assessing the level of reactive and personal anxiety” (authors C.D. Spielberger, Yu L. Khanin), “Personal scale of manifestations of anxiety” by J. Taylor (adapted by T.A. Nemchin). The results of the study showed that children with increased levels of anxiety, namely with personal anxiety, tend to acutely experience a threat to their self-esteem. A psychological examination of fourth-graders showed that especially anxious children are usually characterized by low self-esteem; it was diagnosed in approximately 30 % of the sample.
Key words:
personal anxiety; self-esteem; primary schoolchildren; child’s personality
Список литературы
-
Аракелов Г.Г., Лысенко Н.Е., Шотт Е.К. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 2. С. 102-113
-
Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 4. С. 99-101
-
Донскова Е.С. Взаимосвязь самооценки и уровня тревожности у детей младшего школьного возраста // Психология человека в образовании. 2022. Т. 4. № 1. С. 41-52
-
Комлик Л.Ю., Копылова Н.М., Нестерова, А.С. Особенности самооценки у современных детей младшего школьного возраста // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 10-2. С. 341-343. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11917 (дата обращения: 24.11.2023)
-
Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1987. 367 с
-
Костяк Т.В. Тревожный ребенок: младший школьный возраст. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 96 с
-
Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976. 64 с
-
Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей // Психологическая наука и образование. 1998. № 2. С.11-58
-
Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Речь, 2004. 248 с
-
Прихожан А.М. Психология личностной тревожности в школьном возрасте. СПб.: Лань, 2007. 192 с
-
Batiola E.B., Boleche N., Falcis S.W, Tus J. The Relationship Between Anxiety and Self-Esteem Among Senior High School Students // Psychology and Education: A Multidisciplinary Journal. 2022. Vol. 2 (1). Pp. 66-72. https://doi.org/10.5281/zenodo.6534512