Журнал «Психология образования в поликультурном пространстве»
Выпуск №4 (64) (2023)
УДК 612.821, 159.92
DOI 10.24888/2073-8439-2023-64-4-24-37
ФОРМИРОВАНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ: НОВЫЙ ПОДХОД К ОБЪЯСНЕНИЮ ПРИРОДЫ АНТИЦИПАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Системный функционально-регуляторный подход сыграл большую роль в выявлении общих закономерностей антиципационной деятельности, в признании антиципации одним из базовых свойств психического. С этой точки зрения особый интерес представляет концепция А.А. Ухтомского об интегральном образе, которая является неотъемлемой частью его учения о доминанте как главном системообразующем принципе организации поведения и психики человека. Интегральный образ как продукт доминанты выступает в роли некой предвосхищающей схемы, предопределяющей вектор и характер будущей деятельности. Динамическое развитие интегрального образа можно представить как ряд последовательных и иерархически организованных уровней преобразования психического. Концепция Ухтомского впервые дает целостную платформу для объяснения природы антипационной деятельности и тех системных когнитивных дефицитов, которые имеют место при нарушениях развития. При этом доминирующая потребность выступает в качестве основного условия перехода сенсорного образа как некой обобщенной репрезентации из потенциального образования в активно действующий компонент формирования антиципационных схем поведения. Созданная на основе синтеза естественнонаучных и гуманитарных знаний о природе человека, концепция интегрального образа являет собой пример комплексного междисциплинарного подхода к проблемам изучения базовых основ психической деятельности человека и в настоящее время может выступать как новая парадигма в изучении проблем антиципации.
Ключевые слова
принцип доминанты; интегральный образ; антиципация
FORMATION OF MENTAL REPRESENTATIONS: A NEW APPROACH TO EXPLAINING THE NATURE OF ANTICIPATION ACTIVITY
The systemic functional-regulatory approach played a big role in identifying the general patterns of anticipatory activity and in recognizing anticipation as one of the basic properties of the psyche. From this point of view, the concept of A.A. Ukhtomsky about the integral image, which is an integral part of his doctrine of the dominant as the main system-forming principle of the organization of human behavior and psycheб is of particular interest. The integral image, as a product of the dominant, acts as a kind of anticipatory scheme that predetermines the vector and nature of future activity. The dynamic development of the integral image can be represented as a series of successive and hierarchically organized levels of mental transformation. Ukhtomsky's concept for the first time provides a holistic platform for explaining the nature of anticipating activity and those systemic cognitive deficits that occur in developmental disorders. In this case, the dominant need acts as the main condition for the transition of a sensory image as a certain generalized representation from a potential formation into an active component of the formation of anticipatory schemes of behavior. Created on the basis of a synthesis of natural science and humanities knowledge about human nature, the concept of an integral image is an example of a comprehensive interdisciplinary approach to the problems of studying the basic foundations of human mental activity and can currently act as a new paradigm in the study of anticipation problems.
Key words:
dominant principle; integral image; anticipation
Список литературы
-
Алексеева Т.В. Ожидания результатов деятельности как одна из характеристик личности (на материале старшего школьного возраста): дис. … канд. психол. наук. М., 1995. 129 с
-
Анохин П.К. Избранные труды: Кибернетика функциональных систем / Под ред. К.В. Судакова. М.: Медицина, 1998. 400 с
-
Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 320 с
-
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 420 с
-
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности // Биомеханика и физиология движений. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1997. С. 342-458
-
Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977. 412 с
-
Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование // Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. С. 103-339
-
Булыгина Т.Б. Прогнозирование в учебной деятельности и нравственном поведении младших школьников: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 1996. 16 с
-
Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 3. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. 324 с
-
Геллерштейн С.Г. Антиципация в свете проблемы бессознательного // Проблемы сознания. Материалы симпозиума. Март-апрель. М., 1966. С. 305-316
-
Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Наука, 1986. 168 с
-
Кестер Э. К исследованию антиципации в процессе решения проблемных задач: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1976. 21 с
-
Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности: эволюционный и физиолого-генетический аспекты поведения. М.: Изд-во Московского университета, 1977. 272 с
-
Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970. 231 с
-
Ломов Б.Ф. Память и антиципация // Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. С. 73-81
-
Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980. 278 с
-
Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1996. 684 с
-
Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогресс, 1981. 230 с
-
Нюттен Ж. Процесс формирования цели // Хрестоматия по общей психологии. Раздел 2. Субъект деятельности / Под общ. ред. В.В. Петухова. М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. С. 189-191
-
Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных / Полное собрание сочинений. В 6 т. Изд. 2-е доп. М.; Л. Изд-во Академии наук СССР. Т. 2, кн. 1, 1951. 390 с
-
Переслени Л.И. Особенности вероятного прогнозирования у детей в норме и патологии // Вопросы психологии. 1976. № 2. С. 115-123
-
Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. 352 с
-
Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2006. 464 с
-
Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. М.: Наука, 1992. 144 с
-
Сергиенко Е.А. Генезис элементарных форм антиципации // Психологический журнал. 1988. Т. 9. № 6. С. 73-85
-
Сергиенко Е.А. Антиципация как принцип развития. М.: Наука, 1997. 198 с
-
Соколова Л.В. А.А. Ухтомский и комплексная наука о человеке. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. 316 с
-
Ухтомский А.А. Статьи и выступления разных лет. Заметки на полях / Л.В. Соколова, сост., вступ.ст. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2015. 736 с
-
Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001. 240 с
-
Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 1998. 544 с
-
Bartlett F.C.. Remembering: A Study in Experimental and Social Psychology. Cambridge University Press, 1932
-
Bornstein M.H., Sigman M.S. Continuity in mental development from infancy // Child development. 1986. Vol. 57. Pp. 251-274
-
Colombo J. Infant cognition: predicting childhood intellectual function. Newbury Park: Sage, 1993
-
Jeannerod M. The representing brain: Neural correlates of motor intention and imagery // Behavioral and Brain Sciences. 1994. Vol. 17 (2). Pp. 187-245
-
Mervis C.B. Child-basic object categories and early lexical development // Concepts and conceptual development: ecological and intellectual factors in categorization. Ed. by U. Neisser. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1987. Pp. 201-233
-
Rakison D.H. (2000). When a rose is just a rose: The illusion of taxonomies in infant categorization // Infancy. 2000. Vol. 1 (1), Pp. 77-90
-
Rose S.A., Feldman J. Memory and speed: their role in regulation of infant information processing to later IQ // Child Development. 1997. No 68. Pp. 630-641
-
Rose S.A., Feldman J., Wallace I.F. Infant Information Processing in Relation to Six-Year // Cognitive Outcomes Child Developmen. 1992. Vol. 63(5). Pp. 1126-1141
-
Simion F., Leo I., Turati C., Valenza E., Barba B.D. How face specialization emerges in the first months of life // Progress in Brain Research. 2007. Vol. 164. Pp. 169-185. https://doi.org/10.1016/S0079-6123(07)64009-6
-
Sugita Y. Innate face processing // Current Opinion in Neurobiology. 2009. Vol. 19. Pp. 1-6
-
Tolman E.C. Purposive behavior in animals and men. New York: Century, 1932